Открыть модальное окно
X

Внимание:

Можете перейти на старую версию сайта

Тульская Библиотечная Система

Цирк - магия детства

Гетманский Э. Д.

Цирк - магия детства

 Издревле люди стремились к развлечениям. На Руси существовали бродячие артисты - скоморохи, чья прямая обязанность была развлекать народ, все они объединяли в себе умения актеров, дрессировщиков, акробатов, жонглеров. На древних фресках нанесены изображения кулачных боев, канатоходцев, музыкантов. Выступления проводились в местах скопления людей - ярмарки, площади. Позже появились «балаганы» - комические театральные зрелища с участием силачей, шутов, гимнастов. Именно они положили начало цирковому искусству. Считается, что первый в мире постоянный цирк родился в середине XVIII века в Англии, когда англичанин Филипп Астлей, в прошлом солдат-кавалерист, построил в 1780 году в Лондоне специальное здание для школы верховой езды, названное амфитеатром. Он же высчитал, что оптимальный диаметр цирковой арены 42 фута (13 метров). Именно при таком диаметре спина лошади, бегущей по арене, будет иметь постоянный угол наклона. С тех пор размер арены остается неизменным.  Филипп Астлей основал и первую цирковую династию. Помимо конно-акробатических номеров в программе цирка Филиппа Астлея впервые появились дрессировщики собак, канатные плясуны, акробаты, прыгуны и жонглеры, ставились целые спектакли. Кстати, Филип Астлей считается и основателем жанра клоунады. Он нанимал людей, совершенно не умеющих управлять лошадью. Естественно, такой человек падал, вызывая смех зрителей. Чаще всего удавалось уговорить на такую роль человека в нетрезвом состоянии. Вот поэтому, у клоуна красный нос. Во Франции одним из первых стал цирк в Лионе, основанный выходцем из Италии Антонио Франкони. Вскоре он открыл цирк и в Париже. В 1807 году его сыновья построили в Париже новое здание, на фронтоне которого появилось слово «цирк». В переводе с латинского «цирк» означает «круглый». Впоследствии это слово вытеснило прежние наименования. Однако общеевропейским достоянием цирк сделали австрийские и немецкие цирковые артисты. Жителей Нового Света с цирковым искусством познакомили англичане. В 1793 году Джон Билл Рикетс, наездник лондонского Королевского цирка, открыл в Филадельфии первый американский цирк. Одним из его поклонников был президент США Джордж Вашингтон, учившийся у Рикетса основам верховой езды. Успех нового искусства способствовал возникновению передвижных разборных цирков - шапито. Цирк, как искусство зрелищное и не ведающее языковых барьеров, рано стал интернациональным. Известен случай, что в 1833 году американский дрессировщик Исаак ван Амбург, выступая в Лондоне, исполнил отчаянный трюк - положил голову в пасть льва. Королева Виктория пришла в восторг, после чего посетила представление еще пять раз. Первый русский стационарный цирк создали братья Никитины, ведущие свою родословную из крепостных. Аким, Петр и Дмитрий Никитины начали свой путь артистов, давая представления на улице - ходили с шарманкой и петрушечной ширмой по саратовским дворам. Позже братья выступали с кукольным театром, работали в балаганах. Скопив достаточную сумму денег Никитины в 1873 году купили собственный, как тогда говорили, шапитон и установили его в Пензе. В 1870-1880 годах деревянные и каменные цирки братьев Никитиных выросли в Саратове, Иванове, Киеве, Астрахани, Баку, Казани, Симбирске и других городах. В 1877 году, известный итальянский всадник Гаэтано Чинизелли, прославившийся на весь мир своими яркими конными выступлениями, открыл первый в России цирк, который расположился в Санкт-Петербурге на набережной Фонтанки. В Москве в 1880 году открылся каменный цирк Альберта Саламонского на Цветном бульваре (ныне Московский цирк), в 1886 году в здании бывшей панорамы «Штурм Плевны» начались представления цирка братьев Никитиных. У Никитиных выступали знаменитые мастера арены, создатели остросюжетной клоунады с использованием разных видов животных и птиц, Владимир и Анатолий Дуровы, основавшие известную цирковую династию. У Никитиных работал замечательный клоун и акробат Виталий Лазаренко. Популярными в русском цирке были клоуны Альперовы, братья Таити, Бим-Бом (И.С.Радунский и М.А.Станевский). Успешно выступали на манежах страны русские артисты во всех жанрах. Среди них были широко известны канатоходец Ф.Ф.Молодцов; конники -  семья Гамсахурдия, П.С.Крутиков, В.Т.Соболевский, Н.Л.Сычев, П.А.Федосеевский; атлеты и борцы: И.М.Поддубный, И.М.Заикин, Н.А.Вахтуров, П.Ф.Крылов, И.В.Шемякин, выходившие победителями из соревнований с прославленными чемпионами мира и Европы; акробаты Винкины; велофигуристы Подрезовы (по сцене Польди); жонглеры Ксения и Михаил Пащенко, жонглер на лошади Н.А.Никитин и другие.  26 августа 1919 года Лениным был подписан Декрет Совета Народных Комиссаров «Об объединении театрального дела», согласно которому цирки России стали государственными. В 1927 году в Москве было открыто Государственное училище циркового и эстрадного искусства. Впоследствии многие его выпускники составили славу отечественного циркового искусства. На 1930-1940 годы пришелся первый пик популярности великого клоуна Карандаша (М.Н.Румянцев), появились великолепные номера воздушных гимнастов Валентины и Михаила Волгиных, Семена Басты, поражали своим мастерством канатоходцы братья Свирины и Павел Тарасов. Советский цирк во время Великой Отечественной войны претерпел большой урон. В результате бомбежек были разрушены многие здания, но даже в самые тяжелые годы войны советское правительство принимало меры для поддержки циркового искусства. Большой популярностью пользовались как у бойцов, так и у рабочих сатирические номера, которые демонстрировали клоуны советского цирка Михаил Румянцев (Карандаш), Борис Вяткин, Константин Берман. Многие из артистов погибли на фронтах, а те, кто выжил, в послевоенные годы вместе с молодыми кадрами стали восстанавливать и развивать цирковое искусство, признанное впоследствии лучшим в мире. В 1955 году большая труппа артистов советского цирка впервые выехала на гастроли в страны Западной Европы: Бельгию, Францию и Англию. Зарубежные туры оказали большое влияние на российский цирк. Советские артисты принимали участие в большинстве международных конкурсов и получали награды. Многие имена принесли нашему цирку мировую славу. В 1972 году медвежий цирк Валентина Филатова гастролировал по ФРГ. Медведица по кличке Девочка так лихо гоняла по арене на мотоцикле, что власти города Штутгарт выдали ей водительское удостоверение. В отечественном цирке выросла плеяда выдающихся артистов, известных всему миру: династия клоунов-дрессировщиков Дуровых, клоуны В.Е. и В.В.Лазаренко, Карандаш (М.Н.Румянцев), Ю.В.Никулин, «солнечный клоун» О.К.Попов, Л.Г.Енгибаров, В.И.Полунин (сценическое имя Асисяй); дрессировщики В.Ж.Труцци, Е.М.Ефимов, Н.П.Гладильщиков, Б.А.Эдер И.Н.Бугримова, А.Н. и А.А.Корниловы, В.И.Филатов, В.М.Запашный, Ю.Куклачёв; иллюзионисты Э.Т.Кио, Алл-Вад, Арутюн Акопян, И.К.Символоков. В становлении советского цирка значительную роль сыграли: режиссёры - В.Ж.Труцци, Б.А.Шахет, Г.С.Венецианов; художники - С.Т.Коненков, Б.Р.Эрдман, В.А.Ходасевич, А.А.Судакевич, Т.Г.Бруни, В.Ф.Рындин, Л.А.Окунь; композиторы - И.О.Дунаевский, М.И.Блантер, З.Л.Компанеец, Ю.С.Мейтус, Ю.С.Милютин и др. За каждым эффектным шоу кроется упорный, каждодневный труд. Оценку мастерству каждый год дает Международный фестиваль цирка в Монте-Карло. В нем участвуют лучшие артисты из всех стран мира. Лучшему из лучших вручается Гран-при фестиваля – «Золотой клоун». Завоевать его можно лишь один раз. Наши артисты неоднократно удостаивались этой награды. Сегодня цирк сочетает в себе не только классические номера, но и цифровые технологии, лазерные и огненные шоу.

В коллекции отечественного и зарубежного искусства книжного знака есть экслибрисы, выполненные для знаменитых артистов цирка. Начнём с артиста цирка, режиссёра, актёра, народного артиста СССР Олега Константиновича Попова (1930-2016). Он создал артистический образ «Солнечного клоуна» - неунывающего паренька с копной соломенных волос в нарочито широких полосатых штанах и клетчатой кепке. В своих выступлениях клоун использовал такие приёмы как эквилибристика, акробатика, жонглирование, пародирование цирковых номеров. О.К.Попов -лауреат Международного фестиваля цирков в Варшаве (две золотые медали как клоуну на манеже и как эксцентрику, выступающему на свободной проволоке, 1957); Специальный приз - «Белый слон» (Бельгия, как лучшему цирковому артисту года); Почётный приз «Золотой клоун» Международного циркового фестиваля в Монте-Карло (1981); Премия «Легенда цирка» в рамках Международной профессиональной цирковой премии «Мастер»(Сочи, 2015). Экслибрис для «солнечного клоуна» выполнил московский график Г.А.Кравцов в технике ксилографии. На нём изображены две стопки книг между которыми натянут канат с силуэтом Олега Попова. На графической миниатюре изображён читающий клоун, клоун-мыслитель.

Марсель Марсо (настоящее имя -Марсель Манжель) (1923-2007) - французский актёр-мим, создатель парижской школы мимов. Во время войны и Марсель, и его брат Аллен, скрывались во Франции, помогая детям бежать в нейтральную Швейцарию (он спас сотни детей). Тогда Марсо служил переводчиком при генерале Шарле де Голле. Тогда же он и поменял свою фамилию, назвавшись в честь современника Наполеона, молодого бесстрашного революционного генерала Марсо-Дегравье. Возможно, это спасло им жизнь в то страшное время. В 1944 году в концлагере Аушвиц погиб отец Марселя Шарль. В период с 1944 года по 1946 годы Марсель воевал против нацистов в составе Третьей американской армии Джорджа Паттона. После войны жизнь Марсо была тесно связана с театральной школой Шарля Дюлана, где азам профессии мима он учился у великого Этьена Декруа. Интересно, что в обязательный минимум умений, которым должны были овладеть ученики Декруа, входили отработка 108 способов наклона головы и 250 жестов рук, а также обучение передвижению с закрытым лицом для того, чтобы иметь возможность говорить о своих эмоциях исключительно с помощью жестов. Визитной карточкой героя Марселя Марсо  было выбеленное лицо, в глаза непременно бросалась ярко-алая линия рта и высоко взлетевшие вверх удивленные брови, а также две печальные черные слезинки под глазами. Своего героя Марсель, вдохновленный произведением Диккенса «Большие надежды», нарек Бипом. Впервые в этом образе Марсель выступил в день своего двадцать четвертого дня рождения 22 марта 1947 года в парижском «Театре де Пош». Вскоре Марсо стал признанным мэтром в искусстве пантомимы. В течение прошедших 50 лет его туры включали страны и города на пяти континентах. Снимался в кино. Марсо награждён орденом Почётного легиона - высшей государственной наградой Франции. На экслибрисе изображён «Чародей молчания», «Гений безмолвия», «Поэт тишины» Марсель Марсо. Он «Пьеро ХХ века» сумел сделать мир немного ярче и добрее.

Полунин  Вячеслав (Слава) Иванович -  режиссёр, актёр, мим. Народный артист Российской Федерации. В 1968 году организовал мим-театр «Лицедеи», ставший в 1980-е годы популярным на весь Советский Союз, как и его главный персонаж Асисяй. С 1988 года Полунин работает в основном за границей, В 1991 году стал артистом канадского Cirque du Soleil,  жил в Лондоне, сейчас живёт недалеко от Парижа в поместье «Жёлтая мельница». За шоу «Живая радуга» королева Великобритании Елизавета II удостоила его звания «Почётный житель Лондона». Главную роль исполнил в картине Эльдара Рязанова «Привет, дуралеи!» (1996). В интервью «Радио Свободы» Полунеин сказал:

«В сущности, я всегда занимался созданием праздников - спектакли это, фестивали или просто вечеринки с друзьями. Я понял, что мой главный проект называется «Праздник жизни» и состоит в том, чтобы превратить нашу серую будничность в яркое, пестрое и творческое веселье». На экслибрисе дан сценический портрет Асисяя.

Никулин Юрий Владимирович (1921-1997) - артист цирка (клоун), цирковой режиссёр, киноактёр, телеведущий, директор цирка на Цветном бульваре. Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых. Он ушел воевать семнадцатилетним юношей, стал командиром отделения артиллерийской разведки, выжил в огненном аду двух войн и вернулся домой уже двадцатипятилетним мужчиной, полным жаждой жизни, но совершенно не представляющим себе, что делать дальше. Он пытался поступить во ВГИГ, где ему открыто заявили, что киноактёров с таким лицом не бывает,  В ГИТИСе, в училище имени Щепкина говорили, что он не подходит по типажу и т.д. Вконец расстроенный Никулин брел по Цветному бульвару и вдруг увидел объявление о вступительных экзаменах в студию клоунады при цирке. Сама судьба привела его в цирк, который стал ему родным домом и делом всей его жизни. Он был клоуном, снимался в кино, а уйдя с манежа, стал директором цирка. Юрий Никулин был талантлив во всем. А в первую очередь, конечно, в клоунаде. Клоунада - это шутки, смех, но это еще и целая философия. «Я - клоун, - говорил о себе актер. - Я получаю радость, когда слышу, как смеется зал. Я получаю радость, когда вижу улыбки детей и взрослых». Рядом с его любимым цирком на Цветном бульваре стоит памятник - Никулин в своем клоунском образе. Проходя мимо него, невозможно сдержать добрую и светлую улыбку. Именно такие эмоции вызывал и вызывает этот замечательный артист. Для домашней библиотеки Юрия Никулина многие художники выполнили книжные знаки. Одним из первых был экслибрис московского графика Карлова, выполненный в 1962 году. На нём комик расписался «Верно Ю.Никулин».

Основатель  династии бродячих цирковых актеров во Франции Теодор Ранси, родился, «в дороге». Отец Теодора был директором странствующего театра, и сын его появился на свет в фургоне семьи Ранси 25 июля 1818 года на пути в Шале. Второстепенные роли в мелодрамах, которые разыгрывало перед зрителями семейство Ранси, не удовлетворяли юного Теодора, и в 12 лет он покинул труппу своего отца. Но призвание свое Ранси открыл, лишь нанявшись конюхом в цирк Бутора. Представители конного общества Сент-Этьенна, предложившие Ранси давать уроки местным аристократам и богатым буржуа, посоветовали ему отправиться в Париж и поучиться у Боше. Он в самом деле нанялся на несколько месяцев к великому наезднику служителем при лошадях и все это время внимательно присматривался к манере мастера. Это пошло ему на пользу, потому что вскоре после возвращения в Сент-Этьенн он заключил контракт с цирком Бастьена Франкони. Так началась его карьера наездника. В 1850 году ему предложили заняться выездкой лошадей в манеже царя Николая I. К сожалению, Крымская война помешала юному Теодору пробыть в России три года, указанные в контракте. Теодор вернулся на родину и продолжил гастроли в цирке Луаяля. В 1856 году Теодор Ранси открывает свой первый цирк - маленькое передвижное одномачтовое шапито диаметром двадцать четыре метра; весь реквизит, а также артисты и обслуживающий персонал умещались на четырех запряженных лошадьми подводах. Цирку Ранси было далеко до современных шапито, но тем не менее, программу он показывал вполне достойную, и касса вскоре начала наполняться. Так было положено начало крупному состоянию, позволившему впоследствии Теодору Ранси открыть по всей стране около двухсот временных цирковых зданий, а в 1882 году построить в Лионе, на Саксонской улице, рядом с Кур де Бросс, стационар на три тысячи пятьсот мест. Позже старший сын Теодора Альфонсас открыл еще один цирк в Женеве. После смерти двух сыновей Теодора Ранси Альфонсаса и Наполеона в 1933 году семейное дело продолжили  внуки Теодора - Альбер и Анри, а от них семейный бизнес перешёл  правнучке Теодора Сабине - последней представительнице рода, еще и сегодня возглавляющей цирк Ранси. На книжном знаке библиотеки старейшей французской цирковой династии Ранси изображён стилизованный герб с девизом «Fama volat» («Молва летит») и цирковая лошадь.

Румянцев Михаил Николаевич (известный, как Карандаш) (1901-1983) - цирковой артист, клоун, актер. Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда. С ранних лет отлично рисовал. В 1914 году поступил в художественно-ремесленную школу Общества поощрения художеств (ныне Санкт-Петербургское художественное училище имени Н. К. Рериха). В 1925 году переехал в Москву, где устроился художником-плакатистом в кинотеатр «Экран жизни» и рисовал афиши для кинофильмов. В 1926 году, увидев  актёров эпохи немого кино М.Пикфорд и Д.Фэрбенкса-старшего, решил стать артистом. Поступил на курсы сценического движения, после чего - на Курсы циркового искусства (ныне - Государственное училище циркового и эстрадного искусства) в класс акробатов-эксцентриков. Далее работал в цирках Смоленска, Казани, Сталинграда (ныне Волгоград). С 1928 года стал появляться на публике в клоунском образе Чарли Чаплина. Но в 1932 году решил отказаться от этого образа. В 1934-1935 годах в Ленинградском цирке создал новый образ, взяв псевдоним французского художника-карикатуриста Каран д'Аша. Герой Карандаша - взрослый человек, сохранивший непосредственность и жизнерадостность ребёнка. Это помогало созданию комических ситуаций, делало убедительными трюки, исполняемые артистом. Карандаш постоянно участвовал в номерах акробатов, гимнастов, жонглёров, дрессировщиков. С 1936 года его перевели в Московский цирк (ныне Московский цирк Никулина на Цветном бульваре). В 1938 году дебютировал в кино, сыграв в фильмах «Новая Москва» и «Весёлые артисты». В 1939 году на экраны вышли картины с его участием «Девушка с характером» и «Высокая награда». Во второй половине 1930-х годов решил добавить в свой сценический образ собаку - маленького скотч-терьера по кличке Клякса. Так началась карьера Карандаша как клоуна. За всю жизнь у него было тринадцать Клякс. В 1942 году создал специальную артистическую бригаду, выезжавшую на фронты Великой Отечественной войны. В Советском Союзе популярность Карандаша была невероятной. Неоднократно гастролировал за рубежом. Всего проработал в цирке 55 лет и в последний раз вышел на манеж за две недели до своей смерти. «У каждого вида искусства свой путь к истине, а у каждого художника свой путь познания истины. Я выбрал смешной путь», - говорил Карандаш. В Москве около здания Союза цирковых деятелей России установлена скульптурная композиция из бронзы, которая называется «Карандаш и его собака Клякса»: клоун в смешной шляпе стоит в натуральный рост, а у его ног - чёрный скотч-терьер. Автор этой композиции - белорусский скульптор В.Долгов. Аналогичный памятник также установлен перед зданием Гомельского государственного цирка. На экслибрисе Карандаша изображён реквизит великого комика - шляпа, трость и любимый скотч-терьер Клякса.

Русская культура всегда была глубоко книжной в своей духовной основе. Вечным спутником книги является экслибрис. Цирковой экслибрис - это краткая история о человеке, запечатленная в небольшой миниатюре, и застывшая в виде оттиска на развороте книги. Взглянув на рисунок экслибриса можно многое узнать о владельце - его внутренний мир, увлечения, интересы, профессиональные навыки. Современный цирк - это клоунада, акробатика, эквилибристика, музыкальная эксцентрика, иллюзионизм, пантомима, интермедия. Актеры цирка всегда проходили непреодолимые препятствия, демонстрируя невиданную физическую силу, сноровку изобретательность, создавали яркие художественные образы, и все это для того, чтобы заинтересовать своего зрителя. Визитной карточкой цирка является улыбка. А улыбка никого не оставляет  равнодушным. Цирковой экслибрис позволяет владельцу знака напомнить о себе последующим поколениям, он перекидывает мост из прошлого через настоящее в будущее,  помогает гордиться славою своих предков, тех, кто посвятил свою жизнь цирковому искусству.

 

Эдуард Гетманский