Открыть модальное окно
X

Внимание:

Можете перейти на старую версию сайта

Тульская Библиотечная Система

Экслибрис напоминает, экслибрис обвиняет

Гетманский Э. Д.

Экслибрис напоминает, экслибрис обвиняет

 

Теме Великой Отечественной войны посвящён книжный знак автора трилогии «Живые и мёртвые» Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской  и шести Сталинских премий, заместителя генерального секретаря СП СССР русского писателя  поэта Константина Михайловича Симонова. С началом войны он призван в армию, работал в газете «Боевое знамя». В 1942 году ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 году - звание подполковника, а после войны - полковника. Большая часть его военных корреспонденций публиковалась в «Красной звезде». В годы войны написал и пьесы «Русские люди», «Жди меня», «Так и будет», повесть «Дни и ночи», две книги стихов «С тобой и без тебя» и «Война». Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошел по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боев за Берлин. После войны появились его сборники очерков: «Письма из Чехословакии», «Славянская дружба», «Югославская тетрадь», «От Черного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента». Симонов писал: «Я не был солдатом, был всего только корреспондентом, однако у меня есть кусочек земли, который мне век не забыть, - поле под Могилёвом, где я впервые в июле 1941 года видел, как наши в течение одного дня подбили и сожгли 39 немецких танков…». Именно об этом он написал в романе «Живые и мёртвые» и дневнике «Разные дни войны». На огромном валуне, установленном на краю поля, выбита подпись писателя «Константин Симонов» и даты его жизни 1915-1979. А с другой стороны на валуне установлена и мемориальная доска с надписью: «…Всю жизнь он помнил это поле боя 1941 года и завещал развеять здесь свой прах». Согласно завещанию, прах Симонова был развеян над Буйничским полем под Могилёвом.

 

 

Знаменитые «Журавли» Расула Гамзатовича Гамзатова легли в основу книжного знака  художника  из Махачкалы В.Ф.Логачёва, глядя на который невольно вспоминаешь гамзатовские строки:

 

Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю эту полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.

 

Автор графической миниатюры хорошо знаком с творчеством лауреата Ленинской премии, Героя Социалистического труда, народного писателя Дагестанской АССР Р.Г.Гамзатова, являясь автором иллюстраций ряда его книг. На книжном знаке горец с ребёнком стоят у вечного огня перед монументом советскому солдату, над которым пролетают белые журавли, вдали видны горные вершины.

 

 

Лирической грустью  проникнут экслибрис, выполненный на имя поэтессы Юлии Владимировны Друниной. Московский художник В.Н.Чефранов показал её вспоминающей свой военное  прошлое, боевую молодость и праздник Победы «со слезами на глазах». Светлая тональность ксилографии символизирует торжество жизни на земле, защищённой от фашистского порабощения. Со школьной скамьи  шагнула московская девушка Юлия Друнина в пекло войны и с первого дня находилась  в действующей армии. Старшина медслужбы Друнина воевала на 2-м Белорусском и 3-м Прибалтийском фронтах. Дважды была ранена, и 21 ноября 1944 года признана негодной к несению военной службы и демобилизована. За боевые отличия была награждена орденом Красной звезды и медалью «За отвагу» Опыт войны лёг в основу её творчества. Пережитое на войне стало отправной точкой в развитии поэтического мировосприятия Друниной и сквозной темой её творчества.

 

До сих пор не совсем понимаю,
как же я, и худа, и мала,
сквозь пожары к победному Маю
в кирзачах стопудовых дошла!
И откуда взялось столько силы
даже в самых слабейших из нас?
Что гадать! Был и есть у России
вечной прочности вечный запас.

 

 

Участник Великой Отечественной войны писатель Сергей Сергеевич Смирнов был добровольцем истребительного батальона, окончил школу снайперов под Москвой. В 1942 году окончил училище зенитной артиллерии в Уфе, с января 1943  года командир взвода 23-й зенитно-артиллерийской дивизии. Затем был литсотрудником газеты 57-й армии. Главным делом жизни Смирнова стало увековечение памяти героев Великой Отечественной войны. Теме войны посвящены его книги: «На полях Венгрии», «Сталинград на Днепре», «В поисках героев Брестской крепости»; «Были Великой войны»; «Семья». С.С.Смирнов первым написал о подвиге защитников Брестской крепости и некоторых других подвигах советских солдат. Писатель многое сделал для восстановления доброго имени солдат, попавших в годы войны в плен и позднее за это осуждённых в СССР. За книгу «Брестская крепость» С.С. Смирнов в 1965 году был удостоен Ленинской премии.

 

 

Поэт Михаил Александрович Дудин в 1939 году был призван в Красную Армию, участвовал в советско-финской войне (1939-1940), воевал под Выборгом и получил медаль «За отвагу». С первых дней Михаил Дудин участвовал в Великой Отечественной войне. Начало войны застал в Ленинграде и пережил блокаду. В осажденном Ленинграде Михаил Дудин работал во фронтовых газетах. Во время войны вышли сборники стихотворений Михаила Дудина «Военная Нева», «Фляга» (1943), «Костёр на перекрестке», «Дорога гвардии» (1944). В 1942 году Михаил Дудин написал поэму «Волга», а в 1944 году - поэму «Цветам - цвести!». Именно военная лирика Михаила Дудина сделала его по-настоящему популярным. Самым известным стихотворением Михаила Дудина считается стихотворение «Соловьи», написанное в 1942 году. В этом стихотворении Михаил Дудин противопоставляет умирающего солдата и весеннюю природу. Книжный знак для домашней библиотеки Героя Социалистического Труда, лауреата Государственной премии СССР поэта М.А.Дудина выполнил ленинградский художник А.А.Ушин. Он сам 14-летним подростком пережил ужасную ленинградскую блокаду и знает о ней не понаслышке. На книжном знаке поэта художник показал надолбы, опутанные колючей проволокой. Графическая миниатюра сурова по своему графическому языку, резкий контраст белых и чёрных пятен усиливает напряжённость обстановки, заставляет задуматься о военном лихолетье.

 

 

Памятник Воину-освободителю  в Трептов-парке изображён на книжном знаке московского художника В.В.Покатова  для Героя Советского Союза, писателя Владимира Васильевича Карпова. Появление этого книжного знака художник связывает с прочтением им произведения Карпова «Полководец».  В апреле 1941 года, будущий писатель, будучи курсантом, по доносу был репрессирован. В 1942 году во время Великой Отечественной войны в составе штрафной роты 629-го стрелкового полка 134-й стрелковой дивизии воевал 5 месяцев на Калининском фронте. В феврале 1943 года за проявленное отличие в боях с него была снята судимость. В дальнейшем был командиром взвода разведчиков, за проявленное мужество получил медаль «За отвагу». Получил звание старшего лейтенанта. Участвовал в захвате 79 «языков». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1944 года лейтенант В.Карпов был удостоен звания Героя Советского Союза. В 1944 году после лечения тяжёлого ранения стал слушателем Высшей разведывательной школы Генерального штаба. Вышел в отставку с военной службы  в 1966 году в звании полковника. В 1945 году опубликовал свои первые литературные произведения. Лауреат Государственной премии СССР В.Карпов - автор  романов, повестей и рассказов о Великой Отечественной войне - это сборник рассказов и повестей «Командиры седеют рано», документальная повесть «Полководец», посвященная генералу армии И.Е.Петрову, романы «Вечный бой», «Взять живым!», книга «Маршал Жуков, его соратники и противники в годы войны и мира».

 

 

Григорий Яковлевич Бакланов  в 1941 году, в 17 лет, добровольцем ушёл на фронт. Воевал сначала рядовым на Северо-Западном фронте, затем командиром взвода управления артиллерийской батареи на Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах. Был ранен, контужен. Впечатления и переживания фронтовой жизни лягут в основу его будущих произведений. Первые повести о войне, которые принесли Бакланову мировую известность, «Южнее главного удара» и «Пядь земли», подверглись резкой официальной критике, она обвиняла Бакланова в «окопной правде» - в правдивом изображении войны глазами её рядовых участников. Впоследствии военная проза Бакланова выходила с трудом, преодолевая идеологические препоны. Самой трудной была судьба романа «Июль 41 года», в котором писатель одним из первых поднял вопрос об ответственности Сталина за поражения Красной Армии в начале войны. После первой публикации этот роман не издавался в СССР двенадцать лет. Московский  график В.В.Лукашов в 1984 году подарил Г.Я.Бакланову книжный знак, который украсил книги его личного книжного собрания. Памятью о солдате-победителе проникнута эта гравюра, мастерски выполненная  художником. В грустном раздумье стоит писатель у вечного огня, вспоминая друзей однополчан, не доживших до светлого дня Великой Победы. Его повесть «Пядь земли», лежащая у подножия вечного огня, как и другие его произведения о войне «Навеки - девятнадцатилетние», «Июль 41 года», «Мертвые сраму не имут», - дань памяти всем тем, кто шёл дорогами войны и ковал великую Победу.

 

 

Белорусский писатель Василь Владимирович Быков также прошёл дорогами войны. Летом 1942 года был призван в армию, окончил Саратовское пехотное училище. Осенью 1943 года присвоено звание младшего лейтенанта. Участвовал в боях за Кривой Рог, Александрию, Знаменку. Во время Кировоградской операции ранен в ногу и живот (по ошибке был записан как погибший). Участвовал в Ясско-Кишинёвской операции, освобождении Румынии. С действующей армией прошёл по Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии; старший лейтенант, командир взвода полковой, затем армейской артиллерии. Демобилизовался из армии в 1955 году в звании капитана. Известность Василию Быкову принесла повесть «Третья ракета» (1961). Также в 1960-е годы опубликованы ставшие всемирно известными повести «Альпийская баллада», «Мёртвым не больно»; в 1970-е годы - «Сотников», «Обелиск», «Дожить до рассвета», «Пойти и не вернуться». Большинство произведений писателя - повести, действие которых происходит во время Великой Отечественной войны и в которых показан нравственный выбор человека в наиболее драматичные моменты жизни. Книжный знак для домашней библиотеки народного писателя Беларуси, Героя Социалистического Труда лауреата Ленинской и Государственных премии СССР и БССР В.В.Быкова выполнил ленинградский художник Н.А.Саутин, на этой линогравюре изображена раскрытая книга и  автоматные патроны.

 

 

 

Грузинская художница из Тбилиси Н.М.Канделаки нарисовала экслибрис «Ex notis Соловьёва-Седого», на нём изображён советский солдат, соловьи и нотная строка. Композитор, пианист, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и двух Сталинских премий Василий Павлович Соловьёв-Седой, когда началась Великая Отечественная война, отложил в сторону все задуманные или начатые им работы и целиком посвятил себя песням. Осенью 1941 года с небольшой группой ленинградских музыкантов композитор приехал в Оренбург. Здесь он организовал эстрадный фронтовой театр малых форм «Ястребок», вместе с которым был направлен на Калининский фронт, в район Ржева. В период войны Соловьев-Седой создает много замечательных песен: «Вечер на рейде», «Вася Крючкин», «О чем ты тоскуешь, товарищ моряк», «Как за Камой, за рекой», «На солнечной поляночке», «Не тревожь ты себя, не тревожь» и другие. В 1943 году он был первый раз удостоен Сталинской премии, а в 1945 году композитор был награждён орденом Красной Звезды Большим событием в жизни Соловьёва-Седого стала встреча в 1942 году с поэтом Алексеем Ивановичем Фатьяновым. Вместе они создали сорок песен, многие их них вошли в золотой фонд советской и мировой песенной культуры. Вершиной их творчества можно назвать самую знаменитую песню о войне  «Соловьи», созданную в 1943 году. Изначально песня была известна под названием «Пришла и к нам на фронт весна». Поэт в этой песне выразил единство человека и живого мира, торжество жизни над смертью:

Ну что война для соловья
У соловья ведь жизнь своя.
Не спит солдат,
припомнив дом
И сад зелёный над прудом,
Где соловьи всю ночь поют,
А в доме том солдата ждут.

 

Песня стала гимном жизни на войне. В ней была и грусть по родному дому, и ощущение весны, и ожидание победы, и тяжкий солдатский труд.

Соловьи, соловьи,
не тревожьте солдат,
Пусть солдаты
немного поспят…

 

 

Палитра книжных знаков, посвящённых Великой Отечественной войне разнообразна, многие художники из союзных республик Советского Союза сделали замечательные графические миниатюры посвящённые своим землякам – ветеранам Великой Отечественной