Гетманский Э. Д.
Русский Леонардо да Винчи
Павел Александрович Флоренский (1882-1937) - русский религиозный философ, ученый, священник и богослов. Его называли русским Леонардо да Винчи. Он был одним самых ярких и трагических представителей эпохи культурного и религиозного ренессанса Серебряного века. Павел родился 9 (21) января 1882 года в местечке Евлах Елизаветпольской губернии Российской империи (ныне Азербайджан). Родители дали новорожденному имя в честь святого апостола Павла. Осенью 1882 года семья переселилась в Тифлис (ныне Тбилиси). Маленького Павла крестили в старинном храме у подножия горы Мтацминда, близ могилы А.С.Грибоедова. В 1899 году он с золотой медалью окончил 2-ю Тифлисскую гимназию. Под влиянием учения Л.Н.Толстого пережил духовный кризис, когда ему открылась ограниченность физического знания. Павел пишет Толстому в 1899 году: «Я прочел Ваши сочинения и пришел к заключению, что нельзя жить так, как я живу теперь». В 1900 году поступил на физико-математический факультет Московского университета. Параллельно изучал философию на историко-филологическом факультете. В университете познакомился с Андреем Белым, а через него с Валерием Брюсовым, Константином Бальмонтом, Дмитрием Мережковским, Зинаидой Гиппиус, Александром Блоком. В эти годы юный Павел Флоренский начал писать научные и философские работы, пронизанные критикой позитивизма и рационализма. Весной 1904 года он с отличием окончил университет. Профессора Жуковский и Лахтин предложили ему продолжить научную работу, но выпускник избрал другой путь. В сентябре 1904 года Флоренский становится студентом Московской Духовной Академии (до 1814 года - «Славяно-греко-латинская академия»). В числе питомцев академии были М.В.Ломоносов, математик Я.Ф.Магницкий, поэт и дипломат Антиох Кантемир, многие другие деятели русского просвещения.
В академии сочетались лучшие церковно-богословские и культурно-исторические традиции. На этой духовной почве Павел Флоренский вырос как православный мыслитель. По окончании академии в 1908 году стал кандидатом богословия, читал лекции по курсу истории философии в академии, а также преподавал математику в Сергиево-Посадской женской гимназии. В 1911 году принял священнический сан и защитил магистерскую диссертацию «О духовной истине». Был назначен экстраординарным профессором Московской духовной академии по кафедре истории философии. Одновременно до 1917 года был редактором академического журнала «Богословский вестник». Павел Флоренский ставил перед собой задачу очищения человеческого знания от ложной философии и построения системы «цельного мировоззрения», включающего в себя и христианское богословие, и философию, и науку, и искусство. В 1911 году взгляды Флоренского (по делу Бейлиса) эволюционировали от христианского антииудаизма до расового антисемитизма. В формировании религиозных и философских воззрений П.А.Флоренский испытал влияние русского религиозного мыслителя В.С.Соловьева. Указывая на духовную общность мировых религий, Флоренский подчеркивал, что именно христианство и в особенности православие воплощает полноты Откровения. При этом единственный способ, ведущий к познанию Бога, - внутренний духовный опыт.
Ступенями жизненного пути Флоренского были христианские добродетели, - смирение, вера, надежда, любовь, и «свободные искусства учености», - грамматика, риторика, логика, математика, геометрия, музыка, астрономия, поэзия, философия и богословие. Благодаря Павлу Флоренскому, в истории русской богословской мысли стало возможным сугубо христианское осмысление роли и значения творчества и культуры. Революция не явилась неожиданностью для Павла Александровича Флоренского. Более того, он много писал об общеевропейском духовном кризисе, в который была вовлечена и Россия, часто говорил о ее надвигавшемся крушении из-за потери духовных и национальных устоев. Одно из главных достижений Флоренского - спасение от уничтожения большевиками исторических святынь и культурных ценностей Троице-Сергиевой Лавры, которую он называл «средоточием всенародной анатомии культуры». Благодаря его участию в работе «Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры», это общенациональное достояние сохранилось до наших дней. Флоренский превосходно знал, тонко ценил и очень любил искусство, в особенности иконопись и музыку. «Троица» Андрея Рублева была для него лучшим доказательством бытия Божия, Моцарт был любимым композитором. Флоренскому удавалось сочетать подвижничество священника и ученого с вдохновением поэта. В 1921 году по рекомендации Владимира Фаворского Флоренский был приглашён на должность профессора во ВХУТЕМАС, где преподавал до 1927 года.
С 1919 года работал в области техники - сначала на заводе «Карболит» в Орехово-Зуеве, затем - в системе Главэнерго в отделе материаловедения, принимая участие в ГОЭЛРО - занимался вопросами электрических полей и диэлектриков. В 1921–1922 годы, в трагический период отечественной истории, когда гонение власти, воздвигнутое на христиан, достигло, казалось, кульминации — иконы и другие святыни и реликвии стали безжалостно уничтожаться, П.А.Флоренский написал богословский и искусствоведческий труд «Иконостас». В 1927 году П.А.Флоренский стал одним из редакторов «Технической энциклопедии», где опубликовал около 150 статей.
Летом 1928 года был выслан в Нижний Новгород, где работал в Нижегородской радиолаборатории. В том же году по хлопотам Екатерины Пешковой его вернули из ссылки и предоставили возможность эмигрировать в Прагу, однако Флоренский решил остаться в России. В начале 1930-х годов против него была развязана кампания в советской прессе со статьями разгромного и доносительского характера. 26 февраля 1933 года последовал арест и через 5 месяцев, 26 июля, - осуждение на 10 лет заключения. Выслан по этапу в восточно-сибирский лагерь «Свободный». 17 августа 1934 года Флоренский был помещён в изолятор лагеря «Свободный», а 1 сентября 1934 года отправлен со спецконвоем в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). 25 ноября 1937 года особой тройкой НКВД Ленинградской области он был приговорён к высшей мере наказания и расстрелян. Возможно, похоронен в общей могиле расстрелянных НКВД под Ленинградом («Левашовская пустошь»). Религиозный философ, литературный критик и публицист Василий Розанов назвал Флоренского «Паскалем нашего времени». Книжных знаков, посвящённых Флоренскому в коллекции советского книжного знака крайне мало. Один из них выполнен тульским художником Владимиром Чекарьковым. На нём нарисован портрет Павла Александровича Флоренского на фоне дымящейся курительной трубки с портретом Сталина, колючей проволоки и цифры 40000000 (числа советских граждан, пострадавших в годы сталинских репрессий)
Эдуард Гетманский