Гетманский Э. Д.
«Я для вас Звезда…»
«Хлебников не знает, что такое современник. Он
гражданин всей истории, всей системы языка и поэзии».
Осип Мандельштам
Велимир Хлебников - поэт, прозаик, основоположник русского футуризма и крупнейший деятель отечественного авангардизма. Он самый загадочный поэт Серебряного века, который мечтал стать «председателем Земного Шара». Его поэзию отличает своеобразие и самобытность. Его творчество - это переплетение философских и мифологических мотивов, его произведения до сих пор остаются предметом споров. Поэта Велимира Хлебникова одни называли гением, другие считали его бездарностью или сумасшедшим. Но непреложной истиной остается только его исключительный талант и любовь к родине. Он сумел перевернуть само понятие поэтического слога, основал футуризм и русский авангардизм в отечественной поэзии. Виктор (настоящее имя поэта) Хлебников родился в 1885 году в калмыцком селе Малые Дербеты. Позже, перебирая множество псевдонимов, он остановится на имени Велимир, которое и прославит его на весь мир. Родители мальчика происходили из купеческих семей и были высокообразованными людьми: отец - орнитолог, а мать - историк. Семья очень часто переезжала с места на место, и свою учебу Виктор начал в Казани. Там же он поступил в Университет на физико-математическое отделение. Он проучился всего до ноября и попал в тюрьму, за то, что принимал участие в демонстрации. Математическое отделение мало интересовало юношу, поэтому на следующее лето он добился перевода на естественное отделение. Свое первое произведение Хлебников написал в прозе. Это была пьеса под названием «Елена Гордячкина», напечатанная санкт-петербургским издательством «Знание», положившая начало его творческой биографии. Максиму Горькому эта публикация не понравилась, он раскритиковал начинающего литератора. Начиная с 1904 года, Виктор отправлялся в орнитологические экспедиции на север Урала и в Дагестан. Во время одной из экспедиций он обнаружил неизвестный до этого вид кукушек. Однако это было его первое и последнее открытие, Хлебников по-настоящему увлекся литературой. Он самостоятельно изучает японский язык и увлекается творчеством символистов. Начало войны с Японией оказало огромное влияние на молодого поэта. Именно это тяжелое время, он называет «броском в будущее». Это была эпоха накала политических страстей и революционных событий, и сам дух того времени породил плеяду таких талантов, как Гумилев, Цветаева, Мандельштам, Пастернак и Ахматова. Осенью 1908 года Виктор Хлебников переводится в Санкт-Петербургский университет, чтобы быть ближе к центру поэтического новаторства. Он знакомится с поэтами и писателями, входит в петербургские литературные общества и начинает всерьез заниматься литературой. Познакомившись с молодыми прогрессивными поэтами того времени и посещая поэтические вечера и литературные капустники, Виктор попадает под влияние символистов. Особенно он сближается с поэтами Ремезовым и Городецким. Именно тогда он взял себе псевдоним и подписывался как Велимир, что в переводе с южнославянского означает «большой мир». В этот период творчества друзья называют Велимира Хлебникова «королем времени». Сам поэт был не согласен с титулом, присвоенным ему коллегами. Он называл себя «председателем Земного Шара». Это было отнюдь не самолюбование и не культ собственной личности. Поэт хотел создать общество подобных «будетлян» (термин образован от словоформы будет), кто соединял бы в своем творчестве историю, философию, поэзию и даже математику.
Творческая биография Велимира продолжилась поэзией под названием «Искушение грешника», опубликованной в 1908 году. В 1910 году вышел сборник под названием «Садок судей», в котором было несколько произведений Хлебникова. Следующая книга вышла в свет в 1912 году и называлась «Пощечина общественному вкусу». В этом футуристическом сборнике нашлось место и двум стихам Велимира - «Кузнечик» и «Бобэоби пелись губы». Велимир и его друг Алексей Крученых создали свой, особый язык, получивший название заумь, заумный. На этом новом языке молодые люди написали поэму под названием «Игра в аду». Творчество Хлебникова отличалось от произведений его современников тем, что он использовал одновременно несколько разных размеров, даже если это был небольшой стих. Он называл этот прием «пляской размеров», отдавая особое предпочтение свободному стиху (верлибр). Многие критики того времени называли творчество уникального поэта дурным тоном, насилием над русским языком и конфронтацией с поэтическим миром. Большинство изданий отказывались печатать произведения Хлебникова. Однако, несмотря на это, с 1912 года начинают выходить сборники его стихотворений, которые раскупаются с огромной скоростью. Вскоре имя Велимира Хлебникова, как поэта, начинает звучать с оглушительной силой, а многие считают его даже литературным гением современности.
Во время революции 1917 года поэт находился в Петрограде, поэтому наблюдал происходящее собственными глазами. Избегая мобилизации в деникинскую армию, Хлебников уезжает в Поволжье, где принимает участие в помощи голодающим. В период расцвета НЭПа он возвращается в Россию, Свои впечатления он описывал в поэмах и стихах. В 1920 году Хлебниковым была создана уникальная поэма «Разин», написанная в стиле «перевертеня», как сам автор именовал палиндром (слово или текст, одинаково читающееся в обоих направлениях). Тогда же он написал поэму «Ладомир», где представил человечество в тесном единении с природой и противодействие всяческим войнам и разрушениям. Эти темы преобладали в творчестве поэта до самой смерти. Вся история России начала XX века так или иначе отразилась в произведениях Велимира Хлебникова. Он, колесивший по всей стране, посетивший Украину и Персию, всегда оказывался в эпицентре событий. В апреле 1920 года на севере Ирана вспыхнуло антиправительственное восстание. 5 июня того же года было объявлено о создании в провинции Гилян Персидской советской республики. В начале 1921 года советская Россия, поддерживавшая повстанцев, сформировала в Баку Персидскую красную армию (Персармию), которая была направлена в Персию. Хлебников был приписан к армии в качестве лектора и 13 апреля 1921 года отправился в Энзели. Там Хлебников стал известен среди местных жителей как «русский дервиш». Хлебников в августе 1921 года вернулся в Россию. Путешествие в Иран стало очень плодотворным для Хлебникова. В этот период он создал большой цикл стихотворений, а также начал поэму «Труба Гуль-муллы», посвящённую его впечатлениям от Персии, которая была завершена в конце 1921 года.
Почти половину своей жизни он провел в скитаниях. Астрахань, Казань, Дагестан, Симбирск, Ярославль, Москва, Урал, Крым, Петербург, Херсон, Киев, Куоккала, Царицын, Саратов, Харьков, Армавир, Ростов-на-Дону, Баку, Персия, Пятигорск. Его жизнь обрывается совершенно нелепо из-за отсутствия медицинской помощи. Сердце поэта остановилось 28 июня 1922 года. Поэт прожил всего тридцать семь лет, но сумел, как и мечтал, «приобщить трепет своего сердца ко Вселенной». Велимир Хлебников был похоронен на погосте в новгородской деревне Ручьи. В 1960 году останки поэта были перезахоронены на Новодевичьем кладбище в Москве, с ним рядом покоятся мать и сестра. В 1975 году на могиле поэта появилась «каменная баба», которую нашли на берегу озера Иссык-Куль в Киргизии. Сделано изваяние в VI-VII веках нашей эры: черты лица «каменной бабы» - тюркские, в правой руке она держит сосуд, похожий на плод граната, - символ взаимоперехода жизни и смерти на Востоке. Он так и не успел стать «председателем Земного Шара», но каждая его строчка достойна быть высеченной на камне, как считал Осип Мандельштам. Он не зря именовал Хлебникова кротом, прорывшим в языке ходы на сотню лет вперед. Творчество Велимира Хлебникова - это памятник человеку будущего. «Хлебников - большой талант, одна из самых интересных фигур в русской поэзии, настоящий мечтатель и поэт, как будто нарочно появившийся в эпоху, когда вечные черты поэтического облика начали стушевываться или искажаться», - точно сказал В.Марков - крупнейший лингвист ХХ века. российско-американский литературовед Роман Якобсон назвал Хлебникова «наибольшим мировым поэтом нынешнего века». Экслибрис с портретом Велимира Хлебникова выполнил черниговский художник Василий Леоненко. Предназначен он для домашней библиотеки М.К.Фёдорова.
Эдуард Гетманский