Жемчужина крепостного театра

Смит, Дуглас. Жемчужина крепостного театра : документальное повествование об истории запретной любви в екатерининской России / Дуглас Смит ; пер. с англ.: М.Э. Маликовой. - Москва : Проспект, 2019. - 302 с. : портр : ил. - Библиогр.: с. 283-294 и в примеч.: с. 295-302.

В книге описана очень красивая, но трагичная история любви. Николай Шереметев, представитель одного из знатнейших российских родов, полюбил и женился на крепостной актрисе Прасковье Ковалёвой-Жемчуговой! Просто настоящий скандал в высшем свете!!! Граф! взял в жёны!! крепостную!!!  Это очень хорошее и подробное исследование о самой пасторальной русской истории XVIII века. Наверное, более детально о жизни графини-крепостной могла бы рассказать только сама Прасковья. 

 

Граф  Николай Петрович Шереметев (1751-1809) один из наиболее ярких представителей российской культуры конца XVIII — начала XIX веков. Будучи одним из самых богатых дворян той эпохи, он был исключительно щедрым благотворителем.

Благодаря его попечительству выросли целые поколения талантливых крепостных актеров, музыкантов и композиторов, а Кусковский театр по серьезности постановок, по художественному стилю их оформления и, в первую очередь, по уровню подготовленности талантливой труппы стал ведущим театром России.

Прима-актрисой театра, «виновницей» его небывалой славы была Прасковья Ивановна Ковалева (по сцене Жемчугова).

Она родилась в 1758 году, в многодетной семье обыкновенного деревенского кузнеца, крепостного графа Шереметева. Семилетней девочкой ее взяли в господский дом, уже тогда заметив в Параше (уменьшительная форма имени Прасковья) необыкновенные артистические способности.

Сценическому мастерству ее обучали лучшие певцы, музыканты и актеры, в том числе и приглашенные графом иностранцы. Особенно славился голос Прасковьи Жемчуговой — редкое по красоте тембра и подвижности лирическое сопрано, восхищавшее самых взыскательных меломанов. 

Она спела главную партию в опере Гретри «Браки самнитян». Тяготение к трагедийному, героическому репертуару, борьба сильных чувств и больших идей отразились в созданном ею образе прекрасной и мужественной девушки, бесстрашно боровшейся за свое право на счастье. Этот образ во многих чертах отражал жизненную драму самой Прасковьи Жемчуговой, ведь личная судьба крепостной актрисы была непростой и драматичной.
В 1773 году после четырехлетнего путешествия граф вернулся в Россию и посетил Кусково. Управляющий крепостным театром представил ему молодых талантливых воспитанниц и среди них граф впервые увидел юную и прекрасную Парашу Жемчугову.

Впечатление его было незабываемым: «Если бы ангел сошел с небес, если гром и молния ударили разом, я был бы менее поражен» — написал он в одном из писем. Любовь с первого взгляда в скором времени сделалась постоянной и единственной страстью Николая Петровича.   Прасковья  была под стать Шереметеву. Да, прекрасное музыкальное образование, блестящее владение иностранными языками, внешнее изящество и светлая красота… Но разве дело в этом? Тождественность душ – вот первопричина глубокой страсти графа и горячей взаимности крепостной актрисы. Гармоничная, тонкая, щедрая – Жемчугова была слеплена из того же, графского, материала. И только по земным законам стояла ниже его.

Шереметев дал обет – если уж он не может жениться на возлюбленной, он не женится ни на ком…

6 ноября 1801 г. венчается с Прасковьей тайным браком в церкви Симеона Столпника на Поварской улице в Москве. 3 февраля 1803 г. она родила сына Дмитрия, наследника несметных шереметьевских богатств,
но беременность и роды подорвали её здоровье.

Прасковья Жемчугова умерла спустя три недели, 23 февраля 1803 г.

Похоронена Прасковья Ивановна в Александро-Невской лавре, на могильной плите эпитафия:
Храм добродетели душа ее была,
Мир, благочестие и вера в ней жила,
В ней чистая любовь,
В ней дружба обитала...