Белорусский экслибрис

Гетманский Э. Д.

Белорусский экслибрис

 

Своими корнями белорусский экслибрис уходит в глубину столетий. Его эволюция тесно связана с историей белорусской рукописной и печатной книги. До появления книгопечатания в рукописных книгах нередко указывались фамилии их владельцев. Первые известные на территории Белоруссии рукописные книги относятся к XI веку - «Туровское Евангелие» и «Супрасльская рукопись» - памятники древнерусской книжности. Среди древних памятников собственно белорусской культуры большое значение имеют летописи и хроники, которые служат ценным источником изучения прошлого Белоруссии и Литвы, тесно связанных в своем историческом развитии. Известны три летописных свода - летопись 1446 года, белорусско-литовская летопись «Хроника великого княжества Литовского и Жомойтского» (первая половина XVI века) и так называемая летопись Быховца (вторая половина XVI века). Из богослужебных книг, переписанных в XIII-XIV веках на территории Белоруссии, известны Полоцкое, Оршанское, Лавришевское и Друцкое Евангелия. Они  выполнены на высоком оформительском уровне с заставками, концовками и буквицами в духе «звериного стиля», позже в XVI веке им на смену пришел растительный декор. Дальнейшее  развитие белорусской книги неразрывно с именем белорусского первопечатника и просветителя Франциска Скорины из Полоцка, который в 1517 году издал в Праге «Псалтырь», а в 1517-1519 годах «Библию», переведенную им на старославянский язык со своими предисловиями и толкованиями.

В начале 1620-х годов Скорина переехал в Вильнюс, где открыл первую типографию  на территории бывшего СССР. Известны издания этой типографии - «Малая подорожная книжица» (около 1522 года) и «Апостол» (1525 год).  Издания Скорины отличались высокими художественными достоинствами, со многими иллюстрациями, заставками и инициалам, выполненных в технике гравюры на дереве. Они сочетали лучшие достижения европейского книгопечатания и традиции белорусского рукописного искусства. Многие искусствоведы отмечают огромное влияние Дюрера на гравюры изданий Франциска Скорины. Дюрер был его современником, и Скорина отлично был знаком с его творчеством, впрочем, будущего белорусского первопечатника и мыслителя естественно интересовало, все, что было связано с печатным делом и с гравюрой, ведь он получил прекрасное образование - учился на философском факультете Краковского университета, сдал в Падуанском университете экзамен на доктора медицины. Скорина прекрасно владел граверным искусством, он стал основоположником не только книгопечатания, но и искусства гравюры в Белоруссии.  Не исключено, что изображение «солнца-месяца», которым обозначены гравюры Скорины, является первым экслибрисом белорусского первопечатника. Одновременно эта гравюра на дереве, которая датируется XVI веком, являлась и его издательской маркой. В середине XVI века в Бресте была создана типография, где в 1563 году была напечатана так называемая «Брестская или Радзивилловская библия» на польском языке.

Большое значение в развитии белорусского книгопечатания имела типография в Несвиже, основанная в 1562 году видным деятелем белорусской культуры и гуманистом Симоном Будным. Здесь он издал на белорусском языке кальвинистский  «Катехизис», книгу «Об оправдании грешного человека перед богом». В 1574 году в созданной им типографии в Лоске около Молодечно, были напечатаны произведения Будного «Про две сущности Христа» и «Против крещения детей». Его полемические сочинения «О светской власти», «Об основных артикулах христианской веры» и его редакция Библии и комментарии к ней ознаменовали важный этап в становлении материалистической критики священного писания в Литве и Белоруссии. Один из белорусских просветителей Василий Тяпинский устроил в своем имении Тяпино типографию, где в 1565-1580 годах  напечатал «Евангелие» параллельно на белорусском и старославянском языках. В предисловии к нему автор подверг критике духовенство, политику ополячивания и окатоличивания белорусского народа. В XVI веке завершилось формирование белорусской народности. В 1568-1570 года в Заблудове, в имении гетмана Г.Ходкевича действовала типография московских первопечатников Ивана Федорова и его соратника белоруса Петра Мстиславца (вероятно выходца из Мстиславца), где было напечатано «Учительное Евангелие».

Главным центром белорусского кириллического книгопечатания в XVII веке  была Кутеинская  типография, основанная в 1630 году под Оршей,  белорусским просветителем Спиридоном Соболем. Здесь было напечатано 20 изданий научно-просветительской, церковно-полемической и светской литературы. С 1616 года в местечке Любча под началом отца и сына Петра и Яна Кмита работала типография, она печатала главным образом светскую литературу - исторические произведения, сборники поэзии и труды по медицине. Большое значение для развития белорусского книжного дела в XVII века имела деятельность белорусского общественного и церковного деятеля Симеона Полоцкого.  Большую роль в белорусском книгопечатании сыграла Могилевская братская типография, которая существовала с перерывами с 1616 по 1773 годы. Она издавала на белорусском языке церковные, полемические и учебные книги. С 1680 года эту типографию возглавлял белорусский гравер по меди Максим Вощанка. С ним, как и его сыном, гравером по дереву Василием Вощанка в конце XVII - начале XVIII веков был связан новый подъем белорусской книжной гравюры. Среди графиков XVIII  века, внесших вклад в искусство книги, выделяются также Ф.Ангилейко и Т.Маковский. В конце  XVII века под натиском католической реакции издательская деятельность в Белоруссии резко сократилась. Крупнейшей белорусской типографией XVIII века была Супрасльская.

 С развитием печатной книги развивается и искусство книжного знака. В XVI-XVIII веках экслибрис был привилегией людей очень состоятельных в основном князей, проживающих на белорусской территории. Вначале на книгах появились геральдические суперэкслибрисы, тисненные на верхней крышки переплета. Несколько позже появились экслибрисы, гравированные на металле и отпечатанные на бумаге. Возникновение экслибриса и его развитие связано с эволюцией белорусской графики, в частности гравюры. Владельцы библиотек заказывали экслибрисы лучшим заграничным художникам-графикам, имена которых сегодня невозможно установить, так как они не оставляли своих имен и сигнатур на графических миниатюрах. В основном это были гербовые или вензелевые книжные знаки с фамильными гербами и девизами на французском или латинском языках. Они были помпезны и композиционно перегружены деталями, подчеркивающими величие и знатность обладателей библиотек. Белорусский книжный знак этого периода развивался в контексте европейского экслибриса.

Характерны в этом отношении книжные знаки Радзивиллов - княжеского рода Великого княжества Литовского (с XIV века), затем Речи Посполитой, а в XVIII-XX веках в России и Пруссии, крупных земельных магнатов, занимавших высшие государственные, административные и военные должности. Несвижский князь Михаил-Казимир Радзивилл,  основавший ткацкую фабрику слуцких «литых» поясов, имел великолепную родовую библиотеку и книжный знак. На нем собраны все атрибуты безграничной власти и богатства его владельца - орлы, короны, львы, военные стяги, пушки, секиры и доспехи. Этот книжный знак известен в четырех вариантах, каждый из которых изобилует множеством деталей и  сложным рисунком.  Несколько экслибрисов для Радзивиллов выполнил парижский гравер Агры, а некоторые из книжных знаков Радзивиллов выполнены несвижским гравером Гершко Лейбовичем, они просты по композиции и рисунку,  лишены элементов украшательства и скромны. На белорусских землях находились также владения Сапег - боярско-магнатского, а XVII века княжеского рода в Великом княжестве Литовском, затем Речи Посполитой, а  в XVIII-XX веках в России и Австрии. Экслибрисом отмечены книги из библиотеки князя Александра Сапеги, канцлера Литовского и Полоцкого воеводы. Они гравированы Франтишком Бальцевичем. На этом экслибрисе в линейной рамке изображен архитектурный постамент с двумя колоннами, на которых установлены бюсты, символизирующие науку и искусство. По сторонам постамента два глобуса. В нижней части экслибриса видны семь книг с различными надписями, этот книжный знак в полной мере отразил научно-познавательные интересы знаковладельца.

Один из книжных знаков этого периода принадлежит графу Захару Григорьевичу Чернышеву, генерал - фельдмаршалу, президенту Военной коллегии, с 1775 года наместнику Полоцкой и Могилевской губерний. Книги его домашней библиотеки, которая находилась в городе Чечерске Могилевской губернии, отмечены экслибрисом в виде четырехугольной гравюры в двухлинейной рамке. На экслибрисе изображены два жезла, на которых  изображен, поддерживаемый орлами, фамильный герб. Интересны два герба, которые принадлежали библиотеке люцинского старосты графа М.И.Борха. Его книжное собрание находилось в имении Варкляны Витебской губернии. Оба книжных знака гравированы С.Галле по своему рисунку. Если первый экслибрис меньшего размера гравирован до 1783 года, то второй книжный знак, больший по размеру, в 1790 году. Экслибрисы эти выполнены в духе того времени оба  они геральдические, со сложными украшениями, девизами и надписями по латыни. Принадлежность еще одного экслибриса была установлена только в 1972 году. Он принадлежал трокскому воеводе графу Тадеушу-Иосифу Огинскому и был  гравирован в Варшаве в 1747 году И.П.Енджеевским. Этим книжным знаком, только без подписи, пользовался его сын Михал-Казимир Огинский. Их домашние библиотеки находились в Слонимском дворце.

После воссоединения Белоруссии с Россией в конце XVIII века великодержавная политика царизма препятствовала развитию белорусского книжного дела. Печать на родном языке была строжайше запрещена. Первая государственная типография была основана в 1797 году Минским губернским правлением для издания официальных распоряжений и отчетов. Затем типографии открылись в Витебске, Могилеве и Гродно. В XIX веке в Белоруссии книги на белорусском языке издавались крайне редко, они выпускались преимущественно в Женеве, Лондоне,  Кракове и в Петербурге. В середине XIX века в Минске существовала частная литография Фалька, в которой печатались картинки для детей. В 1857 году открыл литографию учитель Минской гимназии Адамович, в ней для учеников печатались географические карты, портреты и ноты. После подавления восстания 1863 года большинство типографий было закрыто

Появление в Белоруссии литографской техники печати позволило не только заметно увеличить тиражи и качество книг, но и сделать книжный знак более доступным. Из литографских экслибрисов этого периода выделялись книжные знаки Эмерика-Захария Гутен-Чапского и его сына Кароля-Яна  Гутен-Чапского. Их родовая библиотека находилась в Станькове Минской губернии. Интересен литографский экслибрис Ф.И.Паскевича, сына И.Ф.Паскевича, графа Эриванского, светлейшего князя Варшавского, генерала-фельдмаршала, наместника Царства Польского. На этом экслибрисе, который украшали книги гомельской дворцовой библиотеки Паскевича, была изображена буква «П» над короной в рамке. Также лаконичны по рисунку и строги по технике исполнения книжные знаки библиотек Ходкевича,  Хрептовича, а также экслибрисы братьев Константина и Евстафия Тышкевичей, исследователей прошлого Белоруссии, чья логойская библиотека позже была передана Вильнюсскому музею древностей. В конце XIX века - начале XX века получили распространение, так называемые ярлыки, отпечатанные типографским способом. Часто ими пользовались общественные библиотеки и частные лица из числа небогатой интеллигенции. Художественной ценности штемпеля не представляли и имели только целевое назначение.

Первая русская революция 1905-1907 годов дала толчок для появления белорусских демократических издательств - «Загляне сонце i у наша аконца» (1906-1914 годы) в Петербурге; «Наша нива» (1907-1915 годы) в Вильно; «Наша хата» (1908-1911 годы) в Вильно и «Белорусское издательское товарищество в Вильно» (1913-1929 годы), основанное Б.Даниловичем, И.Луцевичем и К.Шпаковским. Эти издательства  выпустили книги Я.Купалы, Я.Коласа, М.Богдановича, З.Бядули, Т.Гартного и других белорусских писателей. Были переведены и изданы произведения М.Горького, Э.Ожешко, А.Чехова, М.Крапивницкого и других авторов. Некоторое время действовали белорусские издательства «Грамада» А.Гриневича в Петербурге; «Мiнчук», «Лучынка» и «Вясёлка» в Минске; «Палачанiн», «Саха» и «Bielarus» в Вильно. К началу XX века относится и зарождение реалистической белорусской  школы книжной иллюстрации, большой вклад в неё внесли графики К.Костровицкий и С.Сестшенцевич. Библиотечное дело в Белоруссии также своей историей уходит в века. На территории Белоруссии библиотеки известны с XI века преимущественно при церквях и монастырях. Во второй половине XVI века были основаны библиотеки в Полоцке, Слуцке, Минске и Могилеве. В XIX веке публичные библиотеки были открыты в Гродно (1830 и 1864 годы); Могилеве (1833 и 1861 годы); Минске (1845 и 1900 годы);  Витебске (1857 год) и других городах. В 1913 году в Белоруссии насчитывалась 831 библиотека с книжным фондом 423000 томов.

К началу XX века в белорусских книжных знаках все более широкое распространение получают элементы, которые отражали профессиональную деятельность и интересы знаковладельцев. Характерны в этом отношении два экслибриса, первый книжный знак, выполненный в 1904 году в Мюнхене гравером Ботто Шмидтом, принадлежал Е.Барановскому, его библиотека находилась в поместье Выдрянка Могилевской губернии, второй книжный знак, выполненный в том же году, украшал книги преподавателя русской литературы Минской гимназии С.П.Зубакина. Но, несмотря на рост числа библиотек и сравнительно неплохое состояние издательского дела в Белоруссии, интерес к экслибрису в начале XX века снижается. Государственные и общественные библиотеки все чаще пользуются каучуковыми печатями, которые просто уродовали книгу, недалеко от них ушли и частные книговладельцы, которые предпочитали более дешевый штемпель дорогостоящему экслибрису. Художественная сторона экслибриса вообще никого не интересовала, ни рядовых книголюбов на чьих книгах делались грубые оттиски, ни самих художников, которые не считали экслибрис произведением искусства. Да и само время - войны, революции, годы реакции тормозили развитие экслибриса. Примечательно, что в это время, впервые на книжных знаках для библиотеки 1-ой Виленской белорусской гимназии, Белорусского научного общества в Вильно и библиотеки Центрального Белорусского клуба в Москве, появились надписи на белорусском языке. К числу интересных книжных знаков  этого периода относятся также экслибрисы и штемпели белорусского поэта А.Гаруна (А.Пружанского); этнографа Б.Эпимаха-Шипиллы; писателя-краеведа А.Ельского и историка, будущего академика АН СССР, первого ректора БГУ В.Пичеты.

После Октябрьской революции 1917 года в корне изменился социальный  состав владельцев библиотек, к книге потянулись широкие слои трудящихся, книга стала доступной каждому человеку. Естественно при таком росте интереса к книге, постепенно повышалась и книжная культура, а вместе с ней и интерес к книжному знаку. Постепенно белорусский книжный знак стал выходить из небытия. В 1920-е годы фундамент белорусского советского экслибриса закладывали две группы художников. Одна в Витебске, в нее входили художники З.И.Горбовец, М.Загоровский, Е.С.Минин и С.Б.Юдовин. Другая группа в Минске при Институте белорусской культуры, ее составили Г.Змудзинский, А.Н.Тычина, П.М.Гутковский и А.В.Грубэ. Конечно, число графиков в Белоруссии, которые обратили свои взоры к малой графике несоизмеримо с тем числом художников, которые занимались экслибрисным творчеством в России и в обеих ее столицах, их было мало, но они были первопроходцами в национальном искусстве книжного знака. Они сделали все, чтобы малая графика получила свое право на существование и те, кто пришли за ними в книжный знак через 30 лет, раньше это было невозможно сделать, начинали не на пустом месте. Те, кто выжили в годы сталинского геноцида и военного лихолетья, вернулись в малую графику, но их осталось немного. За эти долгие годы выросла новая генерация художников, которые вместе с «последними из могикан» призыва 1920-х годов, продолжили начатое ими в те годы экслибрисное дело.

                                

                                                Тиханович Е.                                      Босенко Г.                                                    Великанов Н.

 

                                                       

                                                                                       Грак Г.                                            Тиханович В.

 

                                        

                                                                           Красовский Е.                                               Лозовой Н.

 

                               

                                          Грак Г.                                                      Тиханович Е.                                                Тиханович Е.

 

                                  

                                           Вагина Е.                                                    Рыжий М.                                                Лозовой Н.

 

                                  

                                                          Баранов Ю.                                              Гугнин Н.                                  Шевцова Н.

                                                                   

                                                                                    Григорьев А.                                     Баранов Ю.

                                

                                                    Великанов Н.                                                  Грак Г.                                           Тиханович Е.

                                                                                         

                                                   Грак Г.                                                                      Баранов Ю.                                            Тиханович К.

 

                                 

                                       Тиханович В.                                                  Тиханович Е.                                                 Рыжий М.

 

                  

                                         Горбовец. З.                                                 Тарасиков Н.                                                       Шматов В.

                               

                                        Голубович Г.                                               Кашкуревич А.                                                          Юдовин С.

 

                                    

                                            Садин В.                                                   Шкляр А.                                                            Тиханович Е.

 

Эдуард Гетманский