Единство образа, гармонии и формы (книжный знак Поднебесной)

Гетманский Э. Д.

Единство образа, гармонии и формы

(книжный знак Поднебесной)

Китай - одна из древнейших из ныне существующих цивилизаций мира. Книгопечатание, наряду с компасом, бумагой и порохом, называют одним из четырех великих китайских изобретений. Искусство и культура страны складывались не один век и даже тысячелетие.  Китайская письменность возникла и стала активно использоваться со II тысячелетия до н. э. Произведения Поднебесной считаются одними из древнейших на планете - они были записаны на костях, когда еще не была придумана бумага. Основным писчим материалом в Китае вплоть до распространения бумаги служили бамбук и дерево, позднее распространился шёлк, который в III-IV веках практически полностью был вытеснен бумагой. Из обнаруженных древнекитайских текстов две трети записаны на деревянных дощечках, и треть на бамбуковых планках. Принципиальные изменения в книжном деле в Китае начались с появлением бумаги, изобретение которой является одним из важнейших достижений человечества. Изобретение бумаги приписывалось ханьскому сановнику Цай Луню. Изобретение бумаги сразу сделало возможным более широкое распространение письменной культуры даже при рукописном тиражировании. В основе китайской письменности - иероглифы. Китайский один из самых сложных языков. Иероглифами на нашей планете пользуется более 1 млрд. населения Точного числа китайских иероглифов сказать нельзя. Китайские филологи утверждают, что это около 50 тысяч знаков. В одном из словарей, выпущенном в 1994 году было указано около 85 тысяч иероглифов, хотя практически третья их часть не использовалась. В Китае существует 3 тысячи наиболее распространенных иероглифов, знание которых позволяет понять 99,2% текста. Процесс замены рукописного тиражирования текстов на печатный начался с IX века. Уже к XII столетию она становится абсолютно определяющей, вытеснив рукописные тексты в область искусства каллиграфии. Литеры первого в мире наборного шрифта были из глины. Наборный шрифт был изобретён в XI веке гравером  по имени Би Шэн.  Он экспериментировал также с деревянными литерами, но отказался от них в пользу глиняных. Напечатанные Би Шэном, ни его литеры не сохранились.

Самая ранняя печатная книга в мире - это китайский свиток длиной около шестнадцати футов, содержащий текст «Алмазной сутры», датированной 868 годом н.э.) «Алмазная сутра» (Ваджра-ччхедика праджня-парамита сутра) является основополагающим буддийским текстом раннего периода буддизма. Она была обнаружена в 1907 году археологом сэром Марком Аурелом Стейном в Пещерах Могао в Дуньхуане, и в настоящее время находится в  Британской библиотеке. В XIII веке был изобретен металлический шрифт - оловянный. В конце XV века началось распространение бронзового шрифта. Постепенно развиваясь, эта техника достигла своего расцвета в эпоху Цин. В 1726 году императорская печатня издала 5020-томную энциклопедию «Полное собрание текстов древних и новых с иллюстрациями к ним». Для этого беспрецедентного по своим масштабам, до сих пор не превзойдённого печатного издания были отлиты два бронзовых шрифта (крупный и мелкий), всего 250 тысяч литер.  Ксилография (гравюра на дереве) зародился в Китае в древности как метод печати на текстиле, а затем и на бумаге. Самые ранние из сохранившихся фрагментов ксилографии из Китая, времен династии Хань (до 220 года н.э.). Говоря о ксилографии, нельзя не упомянуть еще об одном немаловажном изобретении китайцев. В 1107 году в провинции Сычуань были отпечатаны первые в мире бумажные деньги. Китайское искусство формировалось совершенно иначе, чем европейское. В нем не было последовательной смены разных стилей, да и сами стили отличались не столько творческим методом, сколько применением тех или иных материалов и технических приемов. Китайские мастера много внимания уделяли теоретическим вопросам: в трактатах об искусстве, например, описаны восемнадцать видов контурных линий и шестнадцать видов мазков, подходящих для изображения гор.

 Высочайший уровень развития книгопечатания и многообразие технологий не привели к утрате рукописных традиций. Когда появился экслибрис в Китае точно сказать нельзя, китайские источники на этот счёт крайне разноречивы. Одно из мнений гласит о том, что первые китайские книжные знаки появились с появлением в стране  книгопечатания. Наиболее смелые  исследователи  относят появление экслибрисов к более раннему периоду рукописного тиражирования.  Но в это мало верится, окончательное крушение феодализма в Китае произошло только в XX веке, хотя, феодальная система пришла в упадок в Китае уже в XVII-XVIII веках, что сказалось на всех областях жизни. Отставшая в своем развитии на многие века, косная и нищая страна представляла собой в это время картину самых диких и страшных контрастов, самых уродливых порождений давно отжившей свое время эпохи. Изоляция от других государств полностью лишала Китай возможности как-либо использовать открытия, совершаемые остальным человечеством. В то время как большинство крупных государств стало на путь капиталистического развития, в Китае восстанавливались и консервировались феодальные порядки. При этом культивировалось строжайшее соблюдение традиций, вплоть до мелочей, проникающих во все области быта, культуры и политики. Китайская художественная традиция основана на созерцании природы. Личность художника в ней имеет второстепенное значение, а искусство не так подвержено внешним влияниям, как европейское. Живописец в Китае не столько выражал себя, сколько запечатлевал окружающий мир, стараясь передать всю его сложность и красоту. Стили при этом различались не манерой письма, а тем, какое именно состояние пейзажа требовалось изобразить: «бегущий поток», «бамбуковый лист на ветру», «небеса, прояснившиеся после снегопада». Китайское искусство после образования Китайской Народной Республики встало на путь неизбежного решения множества новых задач. 1949 год явился как бы рубежом, отделившим прошлые тысячелетия истории китайской культуры от этапа ее включения в жизнь современного мира. Изобразительное искусство Китая в первые годы после образования КНР начало развиваться чрезвычайно интенсивно. Не избежал этого процесса и китайский книжный знак.

Большой пласт китайских экслибрисов обращен к национальным корням, связан с искусством каллиграфии и проникнут традиционным, характерным для этой страны философским мироощущением, поэтической тональностью и стремлением к гармонии. В Китае идет мощный всплеск интереса к современным европейским формам развития искусства, которые насыщаются традиционным своеобразием. У каждой страны существует определенный тип человеческого видения. Для китайских художников важен сказочно-мифологический образ героев. Все они органично включены в легендарное прошлое страны. В книжном знаке четко проявляется культурная преемственность. Чувство единения с природным миром - фирменный знак творчества китайских художников. Человек и его жизнь неотделимы от природы - цветов, бамбука, птиц, бабочек, гор, воды, рек, любования всем тем из чего состоит наша жизнь. Китайское искусство книжного знака -   единство образа, гармонии и формы. Китайские графики совершили колоссальный прорыв в мировом искусстве книжного знака. В Китае идёт мощный всплеск интереса к современным европейским формам развития книжного знака, которые насыщаются традиционным китайским своеобразием. Ныне наметилась устойчивая  тенденция смещения центра мирового экслибриса на восток - Китай, Японию, Тайвань. Качество китайских экслибрисов - достаточно высокое. Китайские графики, активно участвуют в международных вернисажах экслибриса, в работе конгрессов Международной федерации обществ экслибриса (FISAE).   Лучшие среди лучших мастеров китайской малой графики - Вун Бин, Денг Ли, Ванг Кун, Жанг Ли, Ванг Наньхао, Лыо Джишан, Хонгкванг Ксу, Сонг Ди, Лу Лиин, Ву Фейянг, Жао Фингджун и др. Китайский экслибрис отличается своей самобытной красотой и культурной ценностью, он приковывает к себе внимание зарубежных ценителей искусства и коллекционеров.

  

           

                   Ву Бин (Китай)                                       Хонгкванг Ксу (Китай)

        

Ванг Кун (Китай)                                                Денг Ли (Китай)

 

       

Жанг Ли ( Китай)                                                   Ванг Наньхао (Китай)

 

        

      Жао Фангджун (Китай)                            Лью Джишан (Китай)

 

 

          

   Кай Джиа Ксианг (Китай)                          Хонгкванг Ксу (Китай)

 

     

 Сонг Ди (Китай)                                                 Ли Лиин (Китай)

 

          

  Ву Фейянг (Китай)                                     Жао Фангджун (Китай)

           

       Жао Линлин (Китай)                                            Жао Линлин (Китай)

         

Чен Ие. (Китай)                                               Ке Байру (Китай)

                                                  

       

                             Жанг Ксианг (Китай)                                                                 

Ву Энкви (Китай)

Поднебесная - страна с древней историей, которую можно уверенно назвать колыбелью многих направлений мировой культуры. Здесь зарождалась живопись, архитектура, музыка, литература, театр, скульптура, танцы еще с древнейших времен. Удивительно, что китайцам удалось пронести культурное наследие сквозь века, сохранившее свои уникальные черты и особенности.

Эдуард Гетманский