Экслибрис к  «Слову о полку Игореве»

Гетманский Э. Д.

Экслибрис к  «Слову о полку Игореве»

 

«Со «Слова о полку Игореве» ведёт начало  литература, как совесть народа»

Д.С.Лихачёв

 «Слово о полку Игореве» посвящено походу князя Игоря Святославича Новгород-Северского, предпринятому им в 1185 году против половцев. Трехдневное сражение на реке Каяле оканчивается поражением русичей. Четырех князей, в том числе и Игоря берут в плен. Впервые рукопись «Слова о полку Игореве» всплывает в 1791 году, т. е. почти через 600 лет после того, как была написана. Екатерина II отдает распоряжение о сборе письменных древностей по монастырям, где в числе прочих манускриптов и обнаруживается «Слово». Оно произвело в российском культурном пространстве эффект разорвавшейся бомбы. С текстом ознакомились абсолютно все читающие и мыслящие люди. Потом делились впечатлениями от прочитанного и обсуждали.  С 1830-х годов в научном сообществе развернулись дискуссии относительно подлинности «Слова». Вся мыслящая общественность распалась на два лагеря. Одни были искренне убеждены, что рукопись подлинная, написанная именно в XII веке. Другие считали, что «Слово» - новодел, написанный в диапазоне от XV до XVIII века.  За последние 200 лет насчиталось 15000 исследователей «Слова». На каждое слово текста (а их там не многим больше семи тысяч) приходится по две научные работы только отечественных искателей, тем не менее, даже сейчас нельзя с точностью ответить даже на самые простые вопросы: когда оно было написано, кем, где, а главное, с какой целью. О том, что  «Слово» искусная подделка сейчас эта версия практически отвергнута, поскольку в другом древнерусском памятнике, «Задонщине», можно обнаружить много завуалированных ссылок на «Слово». С годами интерес к «Слову о полку Игореве» не только не уменьшился, но становится все более и более широким, все более глубоким.

Искусство книжного знака не обошло стороной  сокровище и предмет гордости  русского народа «Слово о полку Игореве». С начала 1950-х годов, когда появился первый экслибрисе по «Слову о полку Игореве», было создано не менее 150 книжных знаков. Над этой темой работали лучшие из лучших отечественных графиков. Экслибрисы по «Слову», которые создали в СССР были рассмотрены в предыдущей статье, рассмотрим некоторые экслибрисные опусы, выполненные в постсоветской России. В 2003 году тульский художник Николай Карасёв выгравировал на линолеуме  книжный знак для библиофила Вячеслава  Ремнева. На знаке изображены шлем, листы рукописи  на фоне дружины русичей князя Игоря, а также начертано «Собрание рукописей по «Слову о полку Игореве». Второй экслибрис для Вячеслава Ремнев выполнил в 2005 году харьковский график Николай Неймеш, на нем изображен знаковладелец с рукописью в руках на фоне памятника князю Игорю и его дружине в  посёлке Станица Луганской области. На вершине склона долины реки Северский Донец насыпан курган, на котором установлен памятник князю Игорю Святославичу, который по преданиям в этих местах проходил с дружиной своею на борьбу с  половцами. Памятник представляет собой бетонную окованную медью 14-метровую статую князя верхом на коне с мечом в поднятой правой руке, а также его войско, скачущее верхом вслед за Игорем. Авторы памятника - скульптор Г.Можаев, архитектор Н.Поздняков, художник В.Горбулин. Памятник был открыт в 2003 году. Текст на книжном знаке гласит - «рукописное собрание по «Слову о полку Игореве».

Художник из города Бурынь Сумской области  Николай Бондаренко в 1992 году выполнил два экслибриса в технике линогравюры, посвящённых «Слову». Оба книжных знака предназначались для московского коллекционера книжных знаков Виталия Бакуменко.  На первом экслибрисе в свете горящей свечи видна дружина Игорева. Текст на знаке гласит -  «Слово о полку Игореве. Игоря сына Святславля и внука Ольгова». На второй графической миниатюре изображён храм в сполохах огня, текст на знаке гласит «Князьям слава, а дружине  - аминь». Сергей Парфёнов из города Благодарный Ставропольского края выгравировал на линолеуме два книжных знака, посвящённых «Слову  о полку Игореве». Первый предназначался для домашней библиотеки искусствоведа, коллекционера, музейного работника, кандидата искусствоведения, автора книг посвящённых искусству экслибриса, члена Союза  художников России Семёна Георгиевича Ивенского. Ныне он проживает в Израиле. На двухцветной линогравюре изображён монах, читающий фолиант при свете горящей свечи. На экслибрисе читается текст «Слово о полку Игореве. Из собрания С.Г.Ивенского». Второй экслибрис Сергея Парфёнова предназначен для книг личной домашней библиотеки. На этом автоэкслибрисе кроме текста «Слово о полку Игореве. Книга С.Парфёнова» изображены убегающие крестьяне из горящего села, спалённого половцами. Петербургский  художник-график Владимир Верещагин выполнил экслибрис для библиотеки Юрия Веселова, на нём изображена Ярославна (Ефросинья Ярославна) -  героиня памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» - реальное историческое лицо,  жена Игоря Святославовича Новгород-Северского дочь Ярослава Осмомысла, князя Галицкого и жены его Ольги, дочери Юрия Долгорукого. Ярославна имеет рюриковские, а значит варяжские, корни. Стоя на крепостной стене Путивля, оплакивает княгиня погибших, корит ветер, воду и солнце за то, что они не помогли войску мужа и надеется на возвращение пленных. Образ тоскующей по мужу Ярославны - одно из величайших поэтических достижений безымянного создателя «Слова о полку Игореве».  Экслибрис датирован 1996 годом и выполнен в технике офорта и акватинты.

Художник из подмосковного Пушкино Сергей Рубцов нарисовал на книжном знаке томского графика Владимира Марьина  Ярославну. Она в «Слове о полку Игореве» появляется в самый трагический момент повествования. Полки Игоря разгромлены, он сам в плену. Половцы, воодушевленные успехом, готовы кинуться на русскую землю. Призывы к князьям вступиться за Русь, спасти Игоря кажутся безнадежными, ибо нет среди них согласия. Будто, услышав мольбы жены своей, Игорь бежит из плена. Концовка поэмы выражает желание автора увидеть русских князей объединившимися для отпора общему врагу. Один из лучших отечественных графиков Михаил Верхоланцев теме плача Ярославны посвятил в 1993 году книжный знак для EVA MARIA WIMMER. На этой ксилографии  изображена плачущая Ярославна. Её плач - плач заклинания о помощи. Ярославна обращается к могучим силам природы, умоляя помочь князю вернуться на родную землю. Плачь - заговор оказался наполнен такой силой любви и верой в благополучный исход, что князю Игорю сам Бог указывает путь из земли половецкой в землю русскую. Петербургский художник Юрий Люкшин создал целый цикл композиций на тему «Плач Ярославны» В 1993 году он выполнил два экслибриса для известного коллекционера W.K. DE BRUIJN. Первый знак выполнен в сложной графической технике акватинты и акварели. Второй экслибрис  выполнен в графических техниках - офорт, акватинта, акварель и тиснение.

Художник из Актюбинска (ныне Актобе) Алексей Верещагин в 1992 году выполнил в технике линогравюры три экслибриса, посвящённых «Слову о полку Игореве». Первых два из них выполнены для домашней библиотеки московского коллекционера Виталия Бакуменко. На первом художник изобразил бесчинства половцев, а на другом  изобразил дружину русичей во главе с князем Игорем. Третий экслибрис художник подарил Н.Купряковой, на книжном знаке изображён автор «Слова» на фоне колоколов, горящих свечей,  храма и ленты с надписью «Слово о полку Игореве». В Кировской области в посёлке «Лесные Поляны» живёт замечательный художник Ю.А.Ноздрин, работающий в технике офорта. Для академика Дмитрия Лихачёва он в 1992 году  выполнил экслибрис в цвете. Он сложен по композиции, на нём множество мужских и женских лиц на фоне рукописи «Слова о полку Игореве. Знак исполнен в офорте и акварели. Ульяновский график  Борис Склярук выполнил экслибрис для Е.К. и В.А.Бурдиных, на нём изображён великий князь Игорь главный герой «Слова о полку Игореве».

                                   

                           Бондаренко Н.М. (Бурынь)                                         Карасёв Н.С. (Тула)

 

                           

                           Склярук Б.Н. (Ульяновск)                                     Верещагин В.Е. (СПб)

 

                                             

                                 Неймеш Н.С. (Харьков )                                                                 Люкшин Ю.К. (СПб)

 

                                                    

                              Парфёнов С.С. (Благодарный)                               Рубцов С.С. (Пушкино)

                        

                                                    

                               Ноздрин Ю.А. (Лесные Поляны)                                             Верещагин А.И. (Актобе)

 

                                            

                                 Бондаренко Н.М. (Бурынь)                                    Верхоланцев М.М. (Москва)

      

                                                    

                                Парфёнов С.С. (Благодарный)                                                  Верещагин А.И. (Актобе)

 

                                                

                                        Верещагин А.И. (Актобе)                                                   Люкшин Ю.К. (СПб)

Советский поэт и  переводчик Николай Алексеевич Заболоцкий писал: «Я преисполнен величайшего благоговения, удивления и благодарности судьбе за то, что из глубины веков донесла до нас это чудо. В пустыне веков, где камня на камне не осталось после войн и пожаров и лютого истребления, стоит этот одинокий, ни на что не похожий собор нашей древней славы».

Эдуард Гетманский