Экслибрис - отпечаток человеческой души.

Гетманский Э. Д.

Экслибрис - отпечаток человеческой души.

Экслибрис, несмотря на малые его размеры, есть ветвь большого искусства графики, причем одна из глубоко органичных и восприимчивых к запросам времени, изменениям характера общества, событиям общественной и личной жизни. Экслибрисы, неся на себе отпечаток вкуса, стиля и духа времени, как в зеркале отражают в уменьшенном виде художественные стремления соответствующей эпохи искусства. Экслибрис необходимый и существенный элемент книжной культуры благодаря книжному знаку книга приобретает документ, удостоверяющий ее принадлежность к определенной библиотеке. Но на экслибрис нельзя смотреть только как на знак принадлежности, это знак духовной близости владельца со своей библиотекой. Экслибрис - маленький спутник книги. Книги, как и люди, постепенно вымирают, исчезают из нашего поля зрения. Время вершит над книгой свой беспощадный суд. Строгий закон забвения карает не только авторов книг и их произведения, но и саму книгу. И здесь экслибрис выступает как некий посредник между прошлым и настоящим. Он как бы охраняет книгу от окончательного и неотвратимого забвения. Как показывает жизнь, книга на которой выклеен экслибрис обязательно будет снята с полки человеком, который интересуется книжным знаком. Экслибрис - неотъемлемая часть книги. У книги есть одно несомненное преимущество перед владельцем - она часто переживает последнего. И память о библиофиле не исчезает, когда книга отмечена экслибрисом.

В статье представлены книжные знаки, выполненные для автора статьи тульского историка, коллекционера и библиофила Эдуарда Гетманского. Для его домашней библиотеки многие отечественные графики создали графические миниатюры, общее число которых превышает две тысячи книжных знаков. Некоторые из них  рассмотрим в статье, все они сюжетные и шрифтовые, они выполнены в СССР в послевоенное время. Так на экслибрисе тульского графика Алексея Талимонова  «Из книг об авиации Э.Д.Гетманского»  изображён парящий на искусственных крыльях Икар на фоне  современного истребителя. Икар настолько увлекся полётом, что забыл наставление отца - Дедала и поднялся очень высоко, приблизившись слишком близко к Солнцу. Лучи Солнца растопили воск, в результате Икар упал и утонул. Старейший тульский художник Владимир Чекарьков был первопроходцем в тульском экслибрисе. Он выполнил много книжных знаков для Эдуарда Гетманского. Так на одном из них, художник  нарисовал факел на фоне раскрытой книги и слов Максима Горького «Жизнь  - есть деяние» (из письма М.Горького  к писателю Л.В.Никулину от 12 января 1931 года). На другой графической миниатюре художник показал группу солдат, рабочих и матросов, идущих в атаку с мосинскими винтовками с отомкнутым штыком.  Гном, сидящий на стопке книг, читает книгу при свете керосиновой лампы, таков сюжет этого книжного знака нарисованного Владимиром Чекарьковым. Бакинский художник Абрам Найхович изобразил литературный персонаж, созданный шведской писательницей Астрид Линдгрен летящего Карлсона с книгой в руках.

Большую серию экслибрисов для автора статьи создал ташкентский художник Евгений Владимиров. Несколько книжных знаком посвящены памяти еврейских писателей. Это - «Ex libris Э.Гетманского», на нём написано «еврейская советская литература» и показаны книги  авторов - Гордон С.В., Горшман Ш.Г.,  Вергелис А.А, Рабин И.И., Лурье Нотэ, Бромберг Д.С., М.Н.Лифшиц, Гордон И.З., Добин Г.И. На другом экслибрисе изображены свитки с фамилиями еврейских литераторов -  Аксенфельд Израиль (1786-1866), Этингер Шлойме (1801-1856),  Дик Айзик (1807-1893), Гордон Иегуда Лейб (1830-1892),  Готлобер Авром Бер (1811-1899), Менделе Мойхер Сфорим (1835-1917), Гольдфаден Авром (1840-1908). На третьем экслибрисе Е.Владимирова представлены имена еврейских литераторов - ибн Гебироль Соломон (1021-1070), ибн Эзра Моисей (1055-1139), ибн Эзра Авраам Бен Мейер (1092-1167), Галеви Иегуда (1075-1141), Алхарези Иегуда бен Соломон (1165-1225), Иммануил Римский (1268-1330), Бохер Илия (1467-1549). Свой четвёртый экслибрис Владимиров посвятил литераторам - Шолом Алейхем 1857-1916), Опатошу И. (1887-1954),Штернберг Яков Моисеевич (1890-1971), Зингер Айзик (р. 1904), Штейнбарг Элиезер (1880-1932), Лейвик Г. (1888-1962), Тейтельбойм Дора (р. 1914), Шленский Авраам (1900-1973). И последний книжный знак из этой серии  «Ex libris Э.Д.Гетманского» с упоминанием еврейских писателей -  Перец Ицхок Лейбуш (1851-1915), Шварцман Ошер Маркович (1889-1919), Бялик Хаим Нахман (1873-1934), Бергельсон Давид Рафаилович (1884-1932, Винчевский Мориц (1896-1932), Аш Шолом (1880-1957), Нистер (1884-1950), Гордин Яков (1953-1909). Один из экслибрисов Евгения Владимирова для библиотеки Э.Гетманского посвящён Великой Отечественной войне, на нём изображен монумент скульптора Евгения Вучетича «Воин-освободитель»  в берлинском Трептов-парке на фоне высшего военного ордена  СССР «Победа».

График из Тулы Николай Карасёв выгравировал на линолеуме экслибрис, на котором изобразил монумент скульптора Евгения Вучетича «Воин-освободитель»  в берлинском Трептов-парке на фоне  вечного огня, флагов трёх родов войск  сухопутных, ВМФ и ВВС и баллистической ракеты. Интересны шрифтовые знаки для Эдуарда Гетманского заслуженного художника  РСФСР художника шрифта, каллиграфа, художника книги, живописца Павла Кузаняна. Он разработал шрифты: «Гарнитура Кузаняна» (1961), «Гранит» (1967), «Нева» (1970), «Мир» (1970), «Пушкинский декоративный» (1973) и другие. Тульский график Владимир Клочков в 1986 году на книжном знаке  нарисовал весёлого Деда Мороза с большим мешком с  книгами за спиной. На другом экслибрисе  он нарисовал трёхмачтовый парусник в бурном море. Третий экслибрис посвящён Великой Отечественной войне. На нем изображены красноармейцы на крыше рейхстага, водружающие знамя Победы. Рижский художник Вилнис Реснис экслибрисе для Э.Гетманского показал лётчика в кабине самолёта, летящего в воздушном пространстве, в окружении множества книг. Василий Кеменов живёт в городе Асино Томской области. Его экслибрис посвящён Великой Отечественной войне, на нём изображён орден Отечественной войны на фоне Спасской башни Московского Кремля, танка и автоматчиков в атаке. На знаке начертаны годы начала и конца войны – «1941-1945»

Старейший киевский график Абрам Мистецкий, работающий в гравюре на линолиуме, выполнил экслибрис «Из книг Э.Гетманского» на тему «жертвы фашизма», на нём изображены скорбящие мужчина и женщина. В композицию знака введен текст на идише. Латышский график, один из самых значимых латвийских мастеров ксилографии, Народный художник Латвийской ССР Петерис Упитис выгравировал на дереве «Ex libris Eduard Getmanski», на котором изображён воин в латах на  фоне средневековой архитектуры. Ленинградский график Николай Кофанов выгравировал экслибрис, посвящённый городу-герою Туле, на нём изображены башни Тульского кремля и монумент  Героическим защитникам Тулы на площади  Победы  в виде трёх штыков и Вечным огнём.   Он установлен в 1968 году в память о тяжелейших 45 днях и ночах обороны города Тулы в 1941 году примерно на том самом месте, где проходила линия обороны. Авторы памятника - скульптор Б.И.Дюжев и архитекторы Н.Н.Миловидов и Г.Е.Исаевич. На другом экслибрисе Н.Кофанов изобразил красноармейца в будёновке на фоне знамени. Художник Николай Шамрила из белорусского города Луцка выгравировал «Ex libris Эдуарда Гетманского», на котором показал звезду нам фоне истребителя, на знаке читается текст «1941-1945». Пятигорская художница Евгения Кузнецова работала в редкой графической технике - трафарета. В ней она сделала книжный знак, на котором изобразила книгу Льва Толстого «Хаджи Мурат»  на фоне горных вершин и репейника. На книге написано «Л.Н.Толстой. 150». Ташкентский график Владимир Валиев работал в гравюре на линолеуме, он создал несколько графических миниатюр для домашней библиотеки Эдуарда Гетманского. Одну из них он посвятил пушкинской повести «Пиковая дама» (1833). Сюжет «Пиковой дамы» был подсказан Пушкину молодым князем Голицыным, который, проигравшись, вернул себе проигранное, поставив деньги по совету бабки на три карты, некогда подсказанные ей Сен-Жерменом. На экслибрисе изображён Герман на фоне карт, в том числе пиковой дамы, а также книга, на которой написано «Пушкин».

Кемеровский художник Вячеслав Зверев рисовал свои книжные знаки. На одном из них он нарисовал экслибрис по толстовской теме, изобразив «дерево бедных» в яснополянской  усадьбе Льва Толстого. Прикрепленный к Вязу колокол собирал членов семьи и гостей к столу. Дерево пережило писателя на 60 лет! 20 ноября 2017 года на месте утраченного дерева появилось новое - 10-летний вяз, похожий очертаниями на преж­ний. На зверевском экслибрисе «Из книг о земле тульской туляка Гетманского Э.Д.» изображён русский воин в доспехах  на коне трубящий в рог, собирая ратников Руси на борьбу с Мамаем. Решающая победа русских войск в Куликовской битве стала важным шагом на пути к восстановлению единства Руси и будущему свержению золотоордынского ига. На одном из экслибрисов В.Зверева изображена икона Феофана Грека Богоматерь Донская (около 1392) Ныне эта икона хранится в Государственной Третьяковской галерее. На экслибрисе начертано «Феофану Греку 650 лет (1330-1410)». Вологодская художница Александра Аверкиева создала целую серию сюжетных экслибрисов по пушкинской теме. Один из них предназначался для пушкинского отдела домашней библиотеки Эдуарда Гетманского. В качестве сюжета выбрана «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (укороченный вариант названия - «Сказка о царе Салтане») (1831).  На экслибрисе изображены князь Гвидон и царевна Лебедь  и приведена пушкинская строка «Знай, близка судьба твоя, Ведь царевна эта - я». Геннадий Кулишов из города Каргополя Архангельской области) выполнил в гравюре на дереве два экслибриса. На первом знаке «Книга Гетманского Э.Д.» изображён  молодой парень на ковре-самолёте, вдали виден пролетающий самолёт. Русские сказочные персонажи активно использовали ковер-самолет. На втором экслибрисе «Из литературы по графике Э.Гетманского» изображены книги, экслибрисы, лавровая ветвь и лупа.

Московский художник Борис Левшин активно работал в книжном знаке. Один из своих экслибрисов он подарил Эдуарду Гетманскому. На нём стилизованно изображена «комната под сводами» в  доме Льва Николаевича Толстого в Ясной Поляне. Во времена Волконского это помещение служило кладовкой, на стене сохранились крюки для подвешивания окороков или рыбы. В разное время были детская, столовая, комната сына. В этой комнате было прохладно и в жаркие летние дни писатель любил работать именно здесь. Она служила Толстому кабинетом около 20 лет. Здесь  родился замысел  эпопеи «Война и мир», здесь было написано и начало романа. Орест Криворучко из украинского города Черновцы выполнил  для книг об искусстве Эдуарда Гетманского экслибрис, в основу которого положена рисунок обнажённой натуры испанского и французского художника, скульптора, графика, театрального художника Пабло Пикассо. Другой экслибрис Ореста Криворучко также предназначен для книг об искусстве, но на нём другая композиция, которая представлена рисунком художника, академика, создателя произведений на библейские и антично-мифологические сюжеты, автора полотна «Явление Христа народу».  Александра Иванова «Сидящая натурщица, склонившаяся влево (голова в профиль)». В 1987 году Василий Якоби из города Горняк Алтайского края нарисовал книжный знак на тему Великой Отечественной войны «Из собрания военных мемуаров Э.Д.Г.» На нём изображён советский солдат-победитель в свете праздничного салюта.

Художник Альберт Мушников (Ростов-на-Дону) нарисовал экслибрис для книг по авиации, на нём он показал наши штурмовики ИЛ-2 во время атаки на танковую колонну фашистов. Конструкторы называли Ил-2 «летающим танком». Пилоты-истребители люфтваффе прозвали Ил-2 «бетонным самолётом» (нем. Betonflugzeug). По утверждению некоторых советских авторов, солдаты вермахта называли его «чумой» (нем. Schwarzer Tod, дословно: «чёрная смерть»). Волгодонский художник Лев Шерстяной нарисовал для библиотеки Эдуарда Гетманского абстрактный экслибрис из газетных лоскутов. Московский график Аполлон Чернов нарисовал книжный знак «Из собрания военных мемуаров Э.Д.Гетманского. г. Тула». Эта графическая миниатюра создана в 1985 году в год сорокалетия  победы советского народа в Великой Отечественной войне. На нём изображена Красная площадь в Москве, вечный огонь и две скульптуры советских воинов. Армянский художник из Еревана Ашот Мамаджанян нарисовал экслибрис «Книга Э.Д.Гетманского», на котором изобразил молодую пару, которые при лунном свете  ведут беседу в окружении виноградных лоз. Экслибрис Усть-Каменогорского графика Владимира Шефера, украшал книги по искусству тульского коллекционера, на нем изображение трёх  древнегреческих покровительниц искусств с лирой, палитрой и маской в руках. Музы Древней Греции хоть и были плодом воображения, но внесли вполне реальный вклад в мировую культуру. В Ачинске Красноярского края есть драматический театр. Там работал главным художником Владимир Дубинский. Он нарисовал экслибрис для книг по театру и кино, на нём виден силуэт Чарли Чаплина на фоне киноплёнки и театральной маски. На экслибрисе львовского художника Адольфа Бахматова изображён Дом-музей Л.Н.Толстого в Ясной Поляне. Экслибрис создан в год 150-летия со дня рождения «великого писателя земли Русской».

 

                                          

                                                      Талимонов А..В.                                      Клочков В.Н.                                        Реснис В.К.

 

                                                                

                                                                          Клочков В.Н.                                                               Кеменов В.Т.

 

                                          

                                                       Найхович А.Ф.                                Валиев  В.М.                                      Кузанян П.М.

 

                                                    

                                                                 Упитис П.                                               Кофанов Н.И.                               Мистецкий А.С.

 

                                                

                                                              Зверев В.А.                                          Кеменов В.Т.                                  Клочков В.Н.

 

                                                            

                                                          Зверев В.А.                                              Карасёв Н.С.                                  Кофанов Н.И.                

                                                           

                                                               Зверев В.А.                                                         Кузанян П.М.

 

                                                        

                                                              Кузнецова Е.И.                             Шамрила Н.Ф.                               Дубинский В.А.

 

                                                                     

                                                                                             Кулишов Г.А.                                                           Левшин Б.А.

                                                                          

                                                                                                Кулишов Г.А.                                       Криворучко О.И.

 

                                                                               

                                                                                         Чекарьков В.Н.                                            Якоби В.Я

 

                                                                                      

                                                                                                 Чекарьков В.Н.                                          Мушников А.К.

 

                                                                                   

                                                                                                Чернов А.С.                                        Криворучко О.И.

                                                                                                   

                                                                                                 Аверкиева А.С.                                             Владимиров Е.И.

 

                                                                              

                                                                                                Владимиров Е.И.                                       Владимиров Е.И.

                                         

                                                         Владимиров Е.И.                                   Мамаджанян А.П.                        Чекарьков В.Н.

 

                                                

                                                        Владимиров Е.И.                            Шефер В.П.                                    Владимиров Е.И.

 

                                                                  

                                                                                                Бахматов А.И.                            Шерстяной Л.М.                                           

 

Экслибрис, являясь связующим звеном между книгой и владельцем, прежде всего, утверждает владельца и передаёт творческий замысел художника, сообразуясь с личностью заказчика, его деятельностью, его интересами и особенностями собрания, тем самым невольно раскрывает новые дополнительные сведения о культуре той или иной эпохи. Экслибрис ценен в первую очередь своей связью с книгой, но он ведет двойную жизнь - на переплёте книги и в коллекции. Экслибрис - весьма любопытный и своеобразный документ. Это одновременно и символический портрет библиофила и страница творчества художника. Экслибрис тесно связанный с книгой оказывает историкам книги активную помощь, как архивный документ является библиографическим подспорьем, своеобразным источниковедческим материалом активно помогает в социологическом исследовании духовного мира читателя.

Эдуард Гетманский