Экслибрис - ёмкое произведение графического искусства

Гетманский Э. Д.

Экслибрис - ёмкое произведение графического искусства

 

«Tempora mutantur, et nos mutamur in illis»

Книжный знак (Ex libris) не оставался неизменным, модные тенденции той или иной эпохи, личные пристрастия и вкусы владельцев и даже используемые технические средства печати оказывали влияние на его внешний вид. Как правило, личный книжный знак представляет собой зашифрованную в большей или меньшей степени информацию о владельце: его фамилию и имя, профессию, мировосприятие, интересы. Бывают случаи, когда оставленный экслибрис обладает большей ценностью, чем сама книга, в которой он находится. Если раньше на книжных знаках превалировали гербы и инициалы, то современные экслибрисы в большинстве случаев состоят из двух частей - художественной и текстовой. И если в надписи по традиции указывают принадлежность книги тому или иному владельцу, то изображение может быть абсолютно любым. Когда разрабатываются экслибрисы, художников просят отобразить тот или иной аспект жизни или интересов хозяина библиотеки. Такое изображение обязательно символично, причем оно может быть портретным или пейзажным, показывать элементы декора или архитектуры библиотеки, гротескным или карикатурным. Ограничений никаких нет, кроме фантазии заказчика и мастерства художника. Рассмотрим экслибрисы, выполненные для домашней библиотеки автора статьи. Начнём с главной темы советского экслибриса - ленинской. Львовский художник А.И.Бахматов нарисовал книжный знак с портретом В.И.Ленина на фоне серпа и молота, самолёта и крейсера «Аврора». Холостой выстрел с «Авроры» явился сигналом к началу штурма Зимнего дворца, крейсер стал одним из главных символов Октябрьской революции. К ленинской теме относится книжный знак ташкентского художника Евгения Владимирова с портретом матери В.И.Ленина Марии Александровны Ульяновой (1835-1916) на фоне дома в Симбирске, где жила семья Ульяновых. Книжные знаки с портретами ближайших сподвижников В.И.Ленина также относятся к ленинской тематике. Один из таких экслибрисов «Из книг Э.Д.Гетманского» выполнил тульский художник Владимир Чекарьков на нём изображён на фоне дымящейся курительной трубки с образом Сталина и колючей проволоки русский революционер, государственный и партийный деятель Н.И.Бухарин. Он был одним из главных обвиняемых на процессе по делу «Антисоветского правотроцкистского блока», расстрелян 15 марта 1938 года. Камышинский художник Евгений Синилов выгравировал на линолеуме экслибрис со скульптурой  «В.И.Ленин в Разливе». Свердловский художник Рудольф Копылов выгравировал экслибрис «Есениниана Эдуарда Гетманского» с портретом Сергея Есенина и строками из его стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу» на фоне лесного пейзажа при лунном свете. Борис Ингорь из Харькова нарисовал два экслибриса, на первом «Экслибрис Эдуарда Гетманского» изображён Иосиф Сталин на фоне рейхстага и солдата со знаменем в руке.   На второй графической миниатюре дан портрет классика русской литературы Николая  Гоголя. Саратовский график  Василий Мощенко нарисовал книжный знак, на котором дан портрет армянского художника-живописца, мастера пейзажа, графика, сценографа  народного художника СССР Мартироса Сарьяна на фоне книг, кистей и множества рам для картин, в композицию этого экслибриса включены слова М.Сарьяна - «Самая большая тайна искусства - искренность». Чеховский портрет и чайка на фоне театрального занавенса лежат в основе второго экслибриса В.Ф.Мощенко. Армянский график Ашот Мамаджанян  нарисовал портрет Александра  Пушкина в экслибрисе «Из книг Э.Д.Гетманского». Ташкентский художник Евгений Владимиров  выполнил множество замечательных экслибрисов в том числе и для домашней библиотеки  автора статьи. Так на одном из книжных знаков он нарисовал портрет Марины Цветаевой на фоне книги стихов и букета роз. Портрет Максима Горького украшает второй экслибрис  художника, в композицию которого включены тома книг советских писателей - А.Толстого, М.Шолохова, К.Федина, Н.Островского, А.Фадеева, Д.Фурманова, А.Чаковского, И.Стаднюка, Ю.Семёнова, В.Быкова, Ю.Бондарева, В.Кожевникова, Ю.Тынянова, А.Бека  и В.Кочетова.  Интересен по композиции  третий экслибрис художника, на нём изображён писатель, главный редактор журнала «Новый мир» Александр Твардовский на фоне автомата, танка и колосьев пшеницы. Василий Якоби жил в городе Горняк, что в Алтайском крае, его экслибрис посвящён памяти Василия Макаровича Шукшина. Николай Карасёв из Тулы выполнил в гравюре на линолеуме книжный знак, на котором изображён один из самых известных писателей и философов в мире  Лев Николаевич  Толстой  на фоне церкви. Георгий Сергеев из Киева  в гравюре на дереве сделал  экслибрис «Пушкиниана Э.Д.Гетманского». Эта гравюра с портретом Александра Пушкина  неоднократно экспонировалась на многих экслибрисных вернисажах Советского Союза. Украинский художник из города Сумы Владимир Ломака выгравировал на пластике  книжный знак на пушкинскую тему. В нём художник изобразил Александра Пушкина и дружину русских ратников. Подмосковный художник из города Серпухов Анатолий Ванеев  свою графическую миниатюру «EL Э.Д.Гетманского» выполнил с портретом Анны Ахматовой на фоне силуэтной архитектуры Ленинграда. Также на этом книжном знаке представлен автопортрет Александра Пушкина, книга, лира и  цветы. Черн7иговский художник Василий Леоненко также выполнил графическую миниатюру с портретом Анны Ахматовой. Ленинградский художник Алексей Горбоконь нарисовал книжный знак «Из книг по русскому  искусству Э.Гетманского» с портретом скульптора, графика, педагога, народного художника СССР Сергея Конёнкова на фоне здания Третьяковской галереи в Лаврушенском переулке. Евгения Шалыгина из Баку нарисовала экслибрис с портретом мексиканского художника  Хосе Давида Альфаро Сикейроса. В композицию экслибриса включён ленинский лозунг «Искусство в массы». Тульский художник Владимир Чекарьков нарисовал множество порре6тных (иконографических) экслибрисов  для домашней библиотеки автора. Он выполнил «Ex libris Getmansky E.D.»  на котором изобразил М.Лермонтова, С.Есенина и В.Высоцкого, приведя строки из стихотворения Владимира Высоцкого «О поэтах и кликушах»:

 На цифре 26 один шагнул под пистолет,

Другой же - в петлю слазил в «Англетере»

 

Интересен «Ex libris Эдуарда Гетманского», на котором изображены портреты Михаила Лермонтова и Сергея Есенина и приведены строки из стихотворения Андрея Дементьева «У меня от хамства нет защиты»:

 Ну а хамство руки потирает.
Всё ему пока что сходит с рук.
Сколько мир от этого теряет!
Только нам сплотиться недосуг.

 На другом экслибрисе художника «Библиотека Э.Гетманского» изображён Владимир Маяковский на фоне «Окон сатиры  РОСТА». Дополняют композицию экслибриса строки из стихотворения поэта «Осторожный марш»:

Не будь, товарищ, слепым и глухим!

Держи, товарищ, порох сухим!

 В экслибрисе Владимира  Чекарькова «Из книг о А.С.Пушкине Эдуарда Гетманского» изображён памятник Пушкина на Пушкинской площади Москвы (скульптор А.М.Опекушин) и  приведены слова Максима Горького: «Пушкин - величайшая гордость наша и самое полное выражение духовных сил России». Ещё на одном из экслибрисов В.Чекарькова изображён Ю.А.Гагарин в скафандре и крейсер «Аврора».

                                               

                                           

                                                  Чекарьков В.Н.                               Чекарьков В.Н.                                             Якоби В.Я.

                   

                                       Копылов Р.В.                                          Мощенко В.Ф.                                        Чекарьков В.Н.

                                   

                                            Горбоконь А.А.                                       Шалыгина Е.Н.                               Мощенко В.Ф.

                             

                                                  Ломака В.В.                                     Ванеев А.И.                                 Леоненко В.Ф.

 

                                                 

                                                     Сергеев Г.А.                                            Владимиров Е.И.                                     Чекарьков В.Н.

                                             

                                                      Карасёв Н.С.                                     Бахматов А.И.                                   Владимиров Е.И.

                                    

                                               Владимиров Е.И.                                 Ингорь Б.Л.                                  Чекарьков В.Н.

                                               

                                                                      Чекарьков В.Н.                                                              Синилов Е.Г.

 

                                              

                                               Ингорь Б.Л.                                                  Владимиров В.Н.                                   Мамаджанян А.П.

 

 

Каждая графическая миниатюра, выполненная для книг моей домашней библиотеки, являлась страницей творчества художника, наглядно отражала его графическое мастерство и творческое кредо, давала возможность понять, какие темы в экслибрисе его интересовали, и как он реализовывал свой творческий потенциал в гравюре. Эти графические миниатюры можно увидеть в советских и зарубежных изданиях по книжному знаку, они экспонировались на выставках экслибриса различного уровня  от районных до крупных вернисажей, проводимых в рамках Всемирных конгрессов книжного знака. Интерес к книжному знаку в постсоветский период заметно снизился, но спад интереса к искусству малой графики со временем будет преодолен, появятся новые художники - графики, новые темы и сюжеты книжных знаков, новые графические миниатюры. Для этого должны наступить иные времена, сложиться иной подход к книге в целом и к книжному знаку в частности, как и иные условия для развития отечественного графического искусства.  «Времена меняются, и мы меняемся с ними» - эти слова древних на латинском приведены в качестве эпиграфа к этой статье. Эти времена обязательно придут, коль скоро, покажет время.

 

Эдуард Гетманский