Эдуард Гетманский
Еврейский экслибрис в царской России
В царской России были очень крупные книжные собрания, принадлежавшие российским библиофилам - евреям. На книгах многих еврейских библиотек можно увидеть книжные знаки (экслибрисы). Экслибрис - часть книжной культуры, охранная грамота книги её вечный спутник. Еврейские книжные знаки формируют историческую память, традиции культуры, помогают установить путь книги, её судьбу. А судьба еврейских библиотек очень интересна и во многом трагична, на некоторых из них следует остановиться отдельно, и в этом нам поможет еврейский книжный знак, который тесно связан с историей российских евреев. Театровед, искусствовед, художественный критик, переводчик, писатель и поэт Абрам Маркович Эфрос (1888-1954) был одной из самых ярких личностей в истории русского искусства ХХ века. Еврейской культуре, литературе, искусству Эфрос посвятил многие свои работы. Наиболее значимы из них - рецензии на Шолом-Алейхема и Ицхока Лейбуша Переца, статьи о Хаиме-Нахмане Бялике, Натане Альтмане, Марке Шагале, о первом профессиональном театре на иврите «Габима», созданного в Москве Н.Л.Цемахом, еврейском камерном театре, художниках театра А.М.Грановского и его актере С.М.Михоэлсе. Эфрос открыл в пушкиноведении новую страницу, он был первым исследователем рисунков Александра Пушкина, издав в 1933 году свой труд «Рисунки поэта». В 1937 году Эфрос был арестован, обвинен в антисоветской агитации, выслан из Москвы на три года в город Ростов Ярославской области. Эфрос был одним из учредителей Российского общества друзей книги (РОДК). Его домашняя библиотека была уникальна по подбору книг, в ней были редчайшие книги от изданий античных классиков до современности, от XVI века до ХХ века. Французские и итальянские книги были представлены в лучших изданиях, в роскошных переплетах, с множеством раскрашенных художниками от руки иллюстраций и гравюр. Многие книги на иврите и на идиш были с дарственными надписями авторов, издателей и художников. Особое место в библиотеке Эфроса занимали полные комплекты русских, английских, немецких и французских художественных журналов. После смерти Эфроса советскую власть судьба редчайшего книжного собрания не интересовала, и оно не было сохранено в целостном виде. Для библиотеки А.М.Эфроса в 1907 году нарисовал экслибрис А.А.Койранский с владельческой надписью «Ex libris A.Ephross» и пейзажем с дорогой и одиноким деревом.
Койранский А.А. Ex libris А.Эфрос 1907
Издатель и художник Зиновий Исаевич Гржебин (1877-1929) в конце 1905 года выпустил первый номер антисамодержавного и политико-сатирического журнала «Жупел», после третьего номера он был запрещен из-за резких антиправительственных рисунков мирискусников и злой карикатуры самого Гржебина на царя.
Добужинский М.В. Из книг З. Гржебина 1912
Позже Гржебин затеял новый журнал - «Адская почта», продолживший сатирическую линию своего предшественника, и столь же рано прекративший свое существование. Отсидев в тюрьме, он совместно с С.Ю.Копельманом организовал частное издательство «Шиповник», позже петербургское издательство «Пантеон». Драматическая жизнь Гржебина, полная превратностей судьбы, закончилась в Париже. Уникальная библиотека З.И.Гржебина осталась в Петрограде и была распродана через книготорговое объединение «Международная книга». На книгах библиотеки З.И.Гржебина был художественный цинкографский книжный знак, который в 1912 году нарисовал М.В.Добужинский, на нем в декоративной рамке выполнена надпись «Из книг З.Гржебина» и изображен всадник в развевающейся мантии, который пускает с руки сокола. Этот сюжет повторяет марку книгоиздательства «Шиповник».
Актер театра и кино Леонид Миронович Леонидов (наст. фам. Вольфензон) (1873-1941) родился в Одессе. С 1903 года играл в Московском Художественном театре. В 1936 году был удостоен впервые учрежденного звания - народный артист СССР. Актер имел прекрасно подобранную домашнюю библиотеку по театру, которая была распродана наследниками. В 1915 году для библиотеки Л.М.Леонидова выполнил художественный книжный знак художник О.В.Энгельс, на нём у подножья античного храма изображены книга, театральная маска и две лавровые ветви. На фронтоне здания выполнена владельческая надпись «Из книг Л.Леонидова. №…».
Энгельс О.В. Из книг Л.Леонидова 1915
Литератор Алексей Иосифович Бачинский (1877-1944) был близок с кругу московских поэтов-символистов, состоял членом РОДКа, писал литературные рецензии. Его книжное собрание украшали два книжных знака, первый из них был штемпельным, он был выполнен в начале ХХ века, на нем написано «Алексей Осипович Бачинский». Второй художественный экслибрис был нарисован в 1910 году художником Г.Р.Жизневским, на этой цинкографии изображен усатый мужчина в котелке, курящий сигару, за углом его ждет скелет с протянутой рукой. На графической миниатюре написаны инициалы знаковладельца «А.Б.».
Жизневский Г.Р. Ex libris А.Б. (Бачинского А.И.) 1910
Одесский искусствовед, музыкальный и художественный критик Зигфрид Евгеньевич Ашкенази (1873 - после 1919) был сыном табачного фабриканта. В его домашней библиотеке было более 10 тысяч томов. После эмиграции семьи Ашкенази в 1919 году из России, библиотека была национализирована и поступила в Одесскую публичную библиотеку. Книги Ашкенази украшал цинкографский книжный знак неизвестного автора, который был выполнен в виде сургучной печати с надписью «Ex libris S.E.Aschkenasy» и владельческим вензелем «S.E.A.». Имел З.Е.Ашкенази еще два скромных штемпельных экслибриса, на первом из них в двойной линейной рамке была надпись «Библиотека Ашкенази… №… Одесса», на втором книжном знаке читается владельческая надпись «Siegfried Aschkenasy».
Ex libris S.E. Asckenasy начало ХХ века
Петербургская драматическая актриса Александра Яковлевна Левант-Садовская имела два книжных знака, которые украшали книги ее домашней библиотеки. Первая графическая миниатюра была нарисована в 1910 году художником О.А.Шарлеманем.
Шарлемань О.А. Ex libris A.Levant 1910
На ней в раме с колоннами на фоне сельского пейзажа, изображена обнаженная женщина с зонтиком в руках и, стоящий перед ней, коленопреклоненный фавн, которому обнаженная красавица снисходительно протянула руку для поцелуя. В рамке выполнена владельческая надпись «Ex libris A.Levant». Второй книжный знак также был выполнен О.А.Шарлеманем в 1911 году, на нём в декоративной раме с гирляндами нарисован восьмиугольный медальон с изображением мужчины, читающего стихи даме, сидящей в кресле. На этой графической миниатюре написано «Ex libris A.Л».
Еврейский график Эфраим Моше Лилиен (1874-1925) около 1900 года выполнил цинкографский автоэкслибрис, на нём он изобразил обнаженную женщину с распущенными волосами, которая при лунном свете читает книгу. На графической миниатюре дан владельческая надпись «Ex libris E.M.Lilien. №…» и приведен текст на иврите из послания Апостола Павла к Титу «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть». Примечательно, что этот афоризм на еврейском языке украшал один из лучших экслибрисов Альбрехта Дюрера для каноника Гектора Помера, выполненный в 1525 году.
Лилиен Э.М. Ex libris Э.М.Лилиена (на иврите) около 1900
Банкир, золотопромышленник, общественный деятель и меценат Гораций Осипович (Евзелевич) Гинцбург (1833-1909) субсидировал строительство железных дорог и добычу золота. Гинцбург всячески поддерживал талантливых писателей, художников, музыкантов. Были среди них и евреи - скульпторы М.А.Антокольский (он благодаря Гинцбурга получил академическое образование) и И.Я.Гинцбург (однофамилец барона), композитор А.Г.Рубинштейн и скрипач Л.С.Ауэр. Г.О.Гинцбург руководил Обществом для распространения просвещения между евреями в России (ОПЕ), сорок лет Гинцбург был председателем еврейской общины Петербурга, да, пожалуй, и всего еврейства России. Трудно назвать все дела, по которым он выступал ходатаем, все еврейские предприятия, которые он финансировал. В первой половине XIX века Евзель Гинцбург начал собирать родовую библиотеку семьи Гинцбургов, сын продолжил дело отца. На книгах домашней библиотеки Г.О.Гинцбурга был книжный знак, выполненный в начале XX века художницей Ю.Н.Дервиз. На нем нарисована звезда Давида, внутри которой расположен владельческий вензель «H.G.».
Дервиз Ю.Н. Ex libris H.G. (Гинцбурга Г.О.) (на иврите) начало ХХ века
Профессор-протозоолог Московского университета Герман Вениаминович Эпштейн (1889-1935) с гимназической скамьи собирал все о своем любимом поэте А.С.Пушкине. В домашней библиотеке Эпштейна было более 20 тысяч томов книг по истории, литературе и биологии. После революции Эпштейну была выдана охранная грамота, что позволило сохранить ценное книжное собрание в целостности. Лучшая часть этой библиотеки хранится ныне в Научной библиотеке Московского университета. В 1912 году В.Н.Масютин, подарил Эпштейну графическую миниатюру, на ней приведена владельческая надпись «Ex libris H.Epstein» и изображено некое доброжелательное существо, рожденное фантазией художника, отдаленно напоминающее крота, с фонарем в лапе.
Масютин В.Н. Ex libris H.Epstein (Эпштейна.) 1912
Московский адвокат Сергей Захарьевич Рохлин (1889-1942) собрал интересную библиотеку, в которой было около 6 тысяч томов русской и иностранной классической литературы, в том числе множество первых и прижизненных изданий, большое место в книжном собрании занимали французские иллюстрированные издания. Рохлин эмигрировал из России во Францию, в 1942 году он трагически погиб в Париже.
Шлезингер В.Н. Библиотека С.З.Рохлина 1917
В 1917 году жена Рохлина художница В.Н.Шлезингер выполнила для библиотеки мужа два книжных знака. Первый экслибрис выполнен в цинкографии по сюжету английского рисовальщика Обри Бердсли, на нем изображен Пьеро, читающий книгу на лестнице, приставленной к книжным полкам. В овальной рамке выполнена владельческая надпись «Библиотека С.З.Рохлина».
Шлезингер В.Н. Библиотека С.З.Рохлина 1917
Во второй графической миниатюре использован также сюжет Обри Бердсли, на ней на полукруглом полосатом диване изображены четверо мужчин в смокингах, погруженных в чтение. Владельческая надпись на знаке гласит «Ex libris Serge Rochlin». Рисунок книжного знака заимствован художницей из журнала «Die Woche». Был у Рохлина и скромный книжный штемпель начала ХХ века, на нём выполнена владельческая надпись «Сергей Рохлин».
Рувим Брайнин, (1862-1939) - еврейский публицист, биограф, литературный критик, писал на иврите и идише. Уроженец белорусского городка Ляды. Он стоял у истоков современного иврита, был одним из основателей союза «Ibria», задачей которого являлась модернизация древнееврейского языка с целью превращения его в разговорный. С 1909 году Брайнин жил в Нью-Йорке. Он написал биографию Теодора Герцля (1898), поддержал идею создания Еврейской автономной области в СССР в болотах Дальнего Востока. Эфраим Лилиен выполнил для библиотеки Рувима Брайнина экслибрис, на котором изобразил выдающихся еврейских писателей и мыслителей. `
Лилиен Э.М. Ex libris Рувима Брайнина (на иврите) конец XIX века
Уроженец Российской империи Марк Бирнгольц (1885-после 1951) был крупнейшим коллекционером книжных знаков в Европе. Для его домашней библиотеки выполнили экслибрисы многие лучшие мастера европейской графики. Одним из них был Альфред Коссман. В его графической миниатюре магендавид окружён кабалистическими знаками и символами.
Коссман А. Ex libris Marco Birnholz 1916
На другом экслибрисе для Марка Бирнгольца, который выполнил график С.Пентер, изображён Моисей, держащий Скрижали Завета.
Пентер С. Ex libris Марка Бирнгольца (на иврите) 1917
Проректор Петроградской сельскохозяйственной академии, профессор Абрам Саулович Каган (1889-1983) создал издательство «Наука и школа», оно издавало научно-популярную и учебную литературу для самообразования. Следующим детищем Кагана стал «Petropolis», созданный им 1 января 1918 года в Петрограде. Создал Каган и еще одно издательство, названное им его собственной монограммой «А.С.К.», просуществовало оно очень недолго. В 1922 году Каган был арестован, сидел в тюрьме на Шпалерной, был обвинен в «государственном преступлении», что каралось высылкой из страны или смертной казнью и был выслан в Германию. Оказавшись в Берлине, Каган создал издательства «Парабола», «Грани» и «Обелиск». С приходом нацистов Каган с семьей с приключениями добрался до США. Америка оказалась благоприятной почвой для опытного и предприимчивого издателя. Каган успешно руководил своим издательством «International Universities Press» в течение почти сорока лет, постепенно увеличивая его, и отошел от дел только тогда, когда ему было свыше 90 лет. Значительная библиотека Кагана после высылки его из России была распродана его братом М.С.Каганом, часть книг оказались в библиотеке Саратовского университета. Для домашней библиотеки А.С.Кагана до революции было выполнено три книжных знака. На первом шрифтовом ярлыке в двойной волнистой рамке дана владельческая надпись «Абрам Саулович Каган. №… Шкаф… Полка…». Второй цинкографский книжный знак выполнил художник А.А.Чикин, на нем приведена владельческая надпись «Ex libris А.С.Каган» и изображены руины колоннады античного храма. На третьем штемпельном экслибрисе Кагана приведена факсимильная подпись с росчерком «А.С.Каган». Художник Всеволод Воинов нарисовал экслибрис с орлом, крепко держащим в когтях змею.
Воинов В.В. Ex libris А.С.Кагана 1910-е годы
Для музыковеда и фольклориста Шулема Аксера (на его экслибрисе написано на иврите - «Шулем Бен Нухим, коэн Аксер из Брод»».Надпись сверху на иврите: «Если я забуду тебя Иерусалим, пусть забудет (меня) десница моя». (Теѓилим, 137:5) Сюжет книжного знака связан с народной музыкой местечковых клезмеров.
Ex libris Шулема Аксера. 1916
Для книжного собрания известного российского библиофила М.И.Гинзбурга художник В.Н.Масютин выполнил в технике линогравюры экслибрис. На нём изображён мужчина, который с трудом тащит огромный фолиант. Кого имел в виду художник, то ли книжного вора, то ли библиофила, который тащит украденную редкую книгу в свою библиотеку.
Масютин В.Н. Ex libris M.G. (Гинзбурга М.И.) 1917
Горнопромышленник, банкир, востоковед, историк и искусствовед, барон Давид Горациевич Гинцбург (1857-1910) был блестящим знатоком многих семитских языков, он унаследовал ценнейшую родовую библиотеку и великолепную коллекцию рукописей и документов. Гинцбург собирал еврейские и арабские рукописи и инкунабулы, обладал редчайшими изданиями и рукописями, многими священными книгами еврейского народа. Его уникальная библиотека насчитывала около 35 тысяч томов по истории, искусству, философии, многим восточным и классическим языкам, её судьба трагична. В 1917 году её приобрели русские сионисты для Еврейской национальной библиотеки в Иерусалиме, но Первая мировая война и бесконечные русские революции помешали отправке ценнейшей библиотеки в Иерусалим. После Октябрьской революции 1917 года, новая власть решила перевести уникальную библиотеку Гинцбурга в Москву, не отправлять же ее в Иерусалим, непонятно кому и зачем. В итоге часть книг уникальной библиотеки погибла, была разворована, распределена по библиотекам Книжным фондом, а то, что осталось осело в РГБ. Книги библиотеки Д.Г.Гинцбурга украшали экслибрисы, выполненные им же. На первом книжном знаке изображено женское лицо в круглом медальоне, увенчанном растительным орнаментом. На этом художественном экслибрисе приведены слова «Все забывается, все проходит». Второй автоэкслибрис геральдический, на нем изображен баронский герб Гинцбургов с наметом и щитодержателями - оленем и львом, на щите которого изображен пчелиный улей, как символ трудолюбия. На этой графической миниатюре приведены слова из библейской книги любовной лирики «Песнь Песней» (гл. IV, стих 71) на иврите «Вся ты прекрасна, подруга моя, и нет недостатка в тебе». На ряде книг барона был оттиснут золотом суперэкслибрис с монограммой владельца «D.G.» под баронской короной с девизом «Laboremus» («Будем трудиться»)
Гинцбург Д.Г. Ex libris D.G. (Гинцбурга Д.Г.) конец XIX века
Художник Ф.З.Зильберштейн выполнил автоэкслибрис, на котором изобразил хамелеона, крепко вцепившегося в распущенные волосы злобно ухмылявшейся человеческой маске.
Зильберштейн Ф.З. Ex libris Teo Silberman 1916
Издатель, книгопродавец и типограф Маврикий Осипович (Болеслав Маурыцы) Вольф (1825-1883) открыл 1 октября 1853 года «Универсальную книжную торговлю», одновременно начав издание книг на русском языке. Всего при жизни Вольфа им было издано около 5000 названий книг. Для «Товарищества М.О.Вольфа» художник Ф.Г.Беренштам в 1904 году выполнил экслибрис, на котором показал факел и раскрытую книгу с надписью «Ex libris Т.М.О.В.».
Ф.Г.Беренштам Ex libris М.О.В. (Товарищество М.О.Вольф) 1904
Общество здравоохранения евреев (ОЗЕ) возникло в 1912 году в Петербурге по инициативе группы еврейских общественных деятелей. Целями организации были физическое возрождение евреев, здоровье которых было нарушено в результате многих веков жизни в условиях гетто, распространение гигиенических сведений среди евреев, внедрение научного врачебного дела Советская власть своим декретом 1921 году запретила деятельность ОЗЕ. В декабре 1922 года в Берлине, по инициативе уехавших из России активистов ОЗЕ был учрежден Всемирный союз ОЗЕ (Фербанд ОЗЕ). Его почетным председателем стал Альберт Эйнштейн. В 1923-1933 годах количество учреждений ОЗЕ достигало 501, а количество лиц, которым была оказана индивидуальная медицинская помощь, достигло 2300000 Российский художник Сергей Грузенберг выполнил для библиотек ОЗЕ экслибрис, на нём изображена схватка мужчины с львом.
Грузенберг С.Н. ОЗЕ (Общество здравоохранения евреев) 1910-е годы
Многие еврейские библиофилы имели на книгах личных библиотек скромные шрифтовые книжные штемпели. О немногих из них стоит упомянуть. Такие скромные и отнюдь не художественные штемпели имели известные люди. Вот некоторые из них. Португальский врач-еврей Антонио Нуньес Рибейро Саншес (1699-1783) семнадцать лет проработал в России. Сначала он обучал русских фельдшеров и фармацевтов, служил в войсках, потом был при дворе, его искусство врачевания создало ему большой авторитет. Саншес лечил трех российских самодержцев - Анну Иоанновну, малолетнего Иоанна Антоновича и Елизавету Петровну. Будущую Екатерину II он спас от смерти, когда она тяжело заболела сразу после приезда в Россию в качестве невесты великого князя Петра Федоровича. Екатерина с признательностью упоминает в своих мемуарах о вылечившем ее португальском докторе. Он был членом Парижской Академии наук и Лиссабонской Академии наук. Работы Саншеса, как изданные, так и не изданные, посвящены не только медицине, но и педагогике, политической экономике, истории и философии. В России дважды в 1791 и 1794 годах издавалась книга Саншеса «О парных российских банях, поелику поспешествуют оне укреплению, сохранению и восстановлению здоровья …». Саншес в России собрал внушительную библиотеку, незадолго до отъезда, в конце 1747 года, он продал значительную часть своего книжного собрания Библиотеке Академии наук, в фондах которой она ныне и находится Большинство этих книг снабжены владельческими надписями, чаще всего на них можно увидеть его имя и дату приобретения книги.
Пианист, композитор и дирижер Антон Григорьевич Рубинштейн (1829-1894) в 1859 году основал Русское музыкальное общество, а в 1862 году - первую в России консерваторию в Петербурге, которую и возглавил. Он автор более десяти опер (в том числе таких шедевров музыки, как оперы «Демон» и «Нерон»), ораторий, балетов, симфонических увертюр, пяти концертов для фортепьяно, концерта для скрипки с оркестром, свыше 200 фортепьянных пьес, хоров, романсов (в том числе цикл «Персидские песни» с использованием еврейских мелодий на стихи М.Ю.Лермонтова). На книгах домашней библиотеки А.Г.Рубинштейна был скромный книжный знак, выполненный во второй половине XIX века, на нем изображен овал в рамке с надписью «Библиотека А.Г.Рубинштейна». Востоковед-семитолог, гебраист и филолог Даниил Авраамович Хвольсон (1819-1911) был одним из основоположников российского востоковедения и семитологии. Всю жизнь Хвольсон собирал еврейские инкунабулы и редкие печатные книги. После смерти владельца это редчайшее собрание поступило в Азиатский музей Петербургской Академии наук. Д.А.Хвольсон имел два книжных знака. Первый из экслибрисов датирован началом ХХ века, на нём в двойной линейной рамке дана владельческая надпись «Ex libris D.Chwolsoni. Musei Asiatici imp. Acad. Scient. №…». На втором экслибрисе, выполненном в 1917 году, сделана надпись «Ex libris D.Chwolsoni. №… Musei Asiatici Imp. Acad. Scient».
Врач и филантроп Иосиф Аронович Хазанович (1844-1919) примкнув к движению Ховевей Цион (Любящие Сион), увлекся идеей создания Национальной еврейской библиотеки в Иерусалиме. Он покупал книги по иудаистике на всех доступных ему языках (сам он говорил на 10 языках), отдавая все же предпочтение изданиям на иврите. Кроме того, он публиковал в еврейской периодической печати разных стран обращения с просьбой присылать ему книги или деньги на их покупку для будущей национальной библиотеки в Иерусалиме. Благодаря неутомимой энергии Хазановича, ему удалось отправить в Иерусалим в общей сложности, свыше 63 тысяч книг и документов (из них 20 тысяч на иврите). Личная библиотека И.А.Хазановича насчитывала 8800 книг по иудаике и 500 книг на русском и польском языках, она послужили основой фонда Славянского отдела Национальной библиотеки. И.А.Хазанович имел скромный шрифтовой книжный штемпель, на нем написано «Dr. Josef Chazanowicz». Пианист, дирижер и педагог Николай Григорьевич Рубинштейн (1835-1881) организовал музыкальные классы Русского музыкального общества, которые в 1866 году были преобразованы в Московскую консерваторию, был ее профессором и директором. Учениками Рубинштейна были С.И.Танеев, А.И.Зилоти, А.Ю.Зограф (Дулова). Н.Г.Рубинштейн на книгах домашней библиотеки имел два шрифтовых книжных штемпеля, первый экслибрис датирован второй половиной XIX века, на нем приведены инициалы знаковладельца «Н.Р.», на втором книжном знаке в рамке с закругленными концами изображен вензель «Н.Р.».
Книгоиздатель, типограф, книгопродавец Илья Абрамович Ефрон (1847-1917) вместе с немецкой издательской фирмой «Брокгауз» основал в Петербурге акционерное издательское общество Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона с целью выпуска универсального «Энциклопедического словаря». Первое издание словаря состояло из 82 основных и 4 дополнительных полутомов и выходило с 1890 года по 1907 год. Издательство выпустило также «Еврейскую энциклопедию» в 16 томах, издала ряд книг, связанных с еврейской историей. Среди них - Э.Ренан «История израильского народа», Г.Ч.Ли «История инквизиции в средние века», С.Г.Лозинский «История инквизиции в Испании», М.М.Марголин «Вавилон, Иерусалим, Александрия». После Октябрьской революции 1917 года издательство существовало при наследниках Ефрона до 1930 года. Около 1900 года И.А.Ефрон стал обладателем штемпельного книжного знака, на котором в декоративной рамке выполнена надпись «Библиотека И.А.Ефрона. №…». Юрист, предприниматель и общественный деятель Михаил Исаакович Шефтель (1858-1922) был членом Центрального комитета по оказанию помощи евреям, пострадавшим от погромов, одним из создателей и членом Центрального комитета Союза для достижения полного равноправия еврейского народа в России. Он был одним из инициаторов создания и председателем Общества для научных еврейских изданий, участвовал в подготовке «Еврейской энциклопедии». Шефтель был членом комитета и казначеем Общества распространения просвещения между евреями в России (ОПЕ), одним из руководителей Еврейского комитета помощи жертвам войны (ЕКОПО), участвовал в создании еженедельного журнала «Еврейская неделя». В начале ХХ века для книг домашней библиотеки М.И.Шефтеля был выполнен шрифтовой книжный штемпель, на нем в линейной рамке сделана владельческая надпись «Ex libris М.И.Шефтель. №… Отд…».
Пианист, педагог и композитор Александр Борисович Гольденвейзер (1875-1961) - один из основателей московской пианистической школы, он воспитал более 200 музыкантов, в том числе С.Е.Фейнберга, Г.Р.Гинзбурга, Л.И.Ройзмана, А.Л.Каплана, Д.А.Башкирова и Р.В.Тамаркина. У Гольденвейзера учился по классу фортепьяно Д.Б.Кабалевский. Гольденвейзер имел домашнюю библиотеку, в которой было около 10 тысяч томов. Помимо художественной музыкальной литературы на русском, немецком и французском языках, содержавших много редких и старинных изданий, имелись обширные отделы по пушкинской и шахматной темам, естествознанию, философии и социальным вопросам. Библиотека хранится в музее-квартире знаменитого музыканта - филиале Московского музея музыкальной культуры. Книги домашней библиотеки А.Б.Гольденвейзера украшал экслибрис, выполненный в начале ХХ века, на нем в фигурной рамке выполнена владельческая надпись «Библиотека А.Б.Гольденвейзера». Историк литературы и критик Петр Семенович Коган (1872-1932) был председателем художественного комитета Наркомпроса РСФСР, с 1921 года был президентом Государственной академии художественных наук (ГАХН). Коган - автор «Очерков по истории западноевропейских литератур» и «Очерков по истории новейшей русской литературы», они долгое время были единственными учебными пособиями в советских ВУЗах. В начале ХХ века для его книжного собрания был выполнен шрифтовой ярлык с факсимильной подписью «Петр Коган».
Присяжный поверенный и присяжный стряпчий Моисей Леонтьевич Гольдштейн (1868 - после 1929) получил известность своими выступлениями на ряде уголовных процессов, по политическим делам и литературным процессам, а также выступал в качестве гражданского истца в делах о погромах в Кишиневе и Могилеве. Гольдштейн считался «Одним из лучших защитников в Петербурге», был членом Центрального комитета Союза для достижения полноправия евреев в России. На книгах домашней библиотеки М.Л.Гольдштейн имел штемпельный книжный знак с владельческой надписью «М.Л.Гольдштейн». Пианист, педагог и общественный деятель Давид Соломонович Шор (1867-1942) был инициатором создания и руководителем «Бетховенской студии» в Москве. В 1927 году Шор выехал в Эрец-Исраэль и создал в Тель-Авиве Институт музыкального образования. Д.С.Шор имел домашнюю библиотеку, состоящую в основном из музыкальной литературы и нот, для этого книжного собрания в конце XIX века был выполнен шрифтовой книжный штемпель, на нем приведена надпись « Из книг Д.С.Шор».
Букинист Александр Яковлевич Герц (1884-1947) работал в Петербурге-Ленинграде в букинистическом магазине в Гостином дворе, Старый букинист собрал великолепную библиотеку с отличными разделами русских иллюстрированных изданий XX века и книговедения. Но особой страстью Герца была юмористика и сатира, всю жизнь он увлеченно собирал книги и журналы юмористического и сатирического содержания. Пожалуй, в стране не было лучшей подборки литературы по этой теме. Книги уникальной домашней библиотеки А.Я.Герца украшали два скромных штемпельных экслибриса, выполненных в 1910-е годы, на одном из них было написано «Библиотека А.Герц № …», а на втором знаке в двойной линейной рамке с виньетками в углах читалась надпись «Библиотека А.Я.Герц № …». Ныне эта библиотека находится в фондах РНБ. Востоковед, семитолог, исследователь еврейской истории и литературы Авраам (Альберт) Яковлевич Гаркави (1835-1919) работал заведующим отделом еврейской литературы и восточных рукописей Императорской публичной библиотеки в Петербурге. Гаркави был активным деятелем Общества для распространения просвещения между евреев России (ОПЕ), почетным старостой Петербургской синагоги и соредактором «Еврейской энциклопедии». В 1890-х годах А.Я.Гаркави был произведен в потомственные дворяне. В начале ХХ века для его домашней библиотеки был выполнен штемпельный экслибрис, на котором в волнистой рамке на иврите было написано «Из собрания книг Гаркави», а рядом видна владельческая надпись «Bibliotheca Harkaviana».
В книжных знаках на еврейскую тему можно увидеть еврейскую символику - еврейских народных музыкантов - клезмеров; звезду царя Давида - магендавид; духовой инструмент - шофар, свод законов, данных Богом евреям - Тору, проповедника - цадика, еврейское местечко - штетл и многое другое, что связано с жизнью и бытом еврейского народа в царской России. Евреи испокон веков были книжным народом. Книжность - это семейная еврейская традиция. Альберт Эйнштейн называл эту традицию евреев - «интеллектуальной независимостью». Феноменальная тяга к образованию у евреев выросла исключительно из исторически-еврейской книжности. Прошла длинная череда имен еврейских книголюбов живших в Российской империи, они в той или иной степени оставили свой след в культурной жизни страны. Упомянутые в статье книжные собрания еврейской диаспоры в царской России были разными по своему числу и ценности, многие из них осели в государственных книжных хранилищах и музеях, многие распылились и навсегда исчезли, но на всех из них был книжный знак, который сохранил память о владельце книги.
Эдуард Гетманский