Гениальная мистификация.  Мировой классик, которого не было.

Гетманский Э. Д.

Гениальная мистификация.  Мировой классик, которого не было.

Козьма Прутков - явление в русской литературе совершенно особенное. И дело даже не в том, что это имя было вымышленное, а под его маской скрывался целый творческий союз (поэт Алексей Толстой, братья Алексей, Владимир и Александр Жемчужниковы). Великолепная мистификация «отцов» этого персонажа снискала широкую любовь публики. По популярности Козьма Прутков значительно обогнал своих создателей. Образ Пруткова за годы его «творчества» едва ли не в буквальном смысле слова оброс плотью и кровью, введя в заблуждение даже самых опытных издателей и литературных критиков. Впервые на небосклоне русской поэзии имя Козьмы Пруткова появилось в 1854 году в журнале «Современник», который к тому времени уже открыл немало литературных дарований. Не ошиблись издатели и на этот раз, опубликовав несколько стихотворений никому не известного автора. Стихотворение Козьмы Пруткова «Мой портрет», представляет наиболее характерные черты творчества и духовного облика поэта.

Мой портрет
Когда в толпе ты встретишь человека,
Который наг;
Чей лоб мрачней туманного Казбека,
Неровен шаг;
Кого власы подъяты в беспорядке;
Кто, вопия,
Всегда дрожит в нервическом припадке, -
Знай: это я!

Кого язвят со злостью вечно новой,
Из рода в род;
С кого толпа венец его лавровый
Безумно рвет;
Кто ни пред кем спины не клонит гибкой,
Знай: это я!..
В моих устах спокойная улыбка,
В груди - змея!

 

По свидетельству современников, в качестве основы для псевдонима авторами Пруткова было взято имя реально существовавшего человека дворецкого у Жемчужниковых Кузьмы Пруткова. За использование своего имени он получил 50 рублей. Произведения Пруткова до 1863 года подписывались именем «Кузьма Прутков», а после «смерти» - «Козьма Прутков». Алексей Жемчужников, в письме литературоведу, этнографу, академику Петербургской Академии наук Александру Пыпину разъяснил образ Козьмы Пруткова: «тип Кузьмы Пруткова, который до того казённый, что ни мысли его, ни чувству недоступны никакая так называемая злоба дня, если на неё не обращено внимания с казённой точки зрения. Он потому и смешон, что вполне невинен. Он как бы говорит в своих творениях: «всё человеческое - мне чуждо»». Литературный Козьма Прутков «родился» в 1851 году и «прожил» всего 12 лет. Козьма Прутков писал басни, эпиграммы, лирику, баллады. Не чужды ему были драматические жанры: комедия, водевиль, драма, мистерия, естественно-разговорное представление. В его прозе можно усмотреть автобиографический, публицистический, исторический и эпистолярный жанры. Он писал полемические статьи и проекты. Прозаик, поэт сценарист Феликс Кривин писал о Козьме Пруткове: «Он оставил нам немало мудрых мыслей, которые при ближайшем рассмотрении могут показаться глупостями, но мы их помним, повторяем, цитируем, нам нужна эта мудрость, которая при ближайшем рассмотрении глупость, в отличие от многих мудростей, которые мы готовы забыть навсегда. Каким-то загадочным образом в произведениях этого автора мудрость переходит в глупость, а глупость в мудрость, и мы не в силах ответить на поставленный им же вопрос: где начало того конца, которым оканчивается начало?»

Н.В.Кузьмин  Козьма Прутков в кругу своих создателей

Козьма Прутков прославился, своими афоризмами они завоевали  народное признание. Многие выражения из стихотворений и афоризмов Козьмы Пруткова вошли в живую речь. В Пруткове во всем своем блеске обнаружился русский ум, умеющий взглянуть на себя со стороны да над собой же и посмеяться:

* Глядя на мир, нельзя не удивляться.

* Век живи - век учись!

* Если на клетке слона прочтёшь надпись «буйвол», не верь глазам своим.

* Что имеем - не храним; потерявши - плачем.

* Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь?

* Полезнее пройти путь жизни, чем всю вселенную.

* Никто не обнимет необъятного.

* Если хочешь быть счастливым, будь им.

* Где начало того конца, которым оканчивается начало?

* Зри в корень!

* Лучше скажи мало, но хорошо.

* Гони любовь хоть в дверь, она влетит в окно.

* Обручальное кольцо есть первое звено в цепи супружеской жизни.

* Единожды солгавши, кто тебе поверит?

* Знай, читатель, что мудрость уменьшает жалобы, а не страдания!

* В глубине всякой груди есть своя змея.

Образ Козьмы Пруткова обрастал новыми качествами, такими как исключительное рвение при дефиците чувства юмора. На примере Пруткова, сатирики высмеивали российскую действительность, умственный застой и политическую безграмотность. Излюбленной темой их острого пера становилась литература, в том числе отсутствие оригинальности и подражательство. Козьма Прутков в 1853 году обзавелся собственным портретом. Творцами художественного шедевра стали Лев Жемчужников, Александр Бейдеман и Лев Лагарио. В 1854 году вымышленный персонаж предстал перед широкой публикой. После первой публикации Прутков молчал шесть лет. Исследователь литературы Николай Гербель ставил Козьму Пруткова в один ряд с Денисом Фонвизиным и Александром Грибоедовым, Николаем Гоголем и Михаилом Салтыковым-Щедриным. Его имя неоднократно упоминал в своих произведениях Фёдор Достоевский. Гербель включил стихи вымышленного писателя в хрестоматию «Русские поэты в биографиях и образцах», которую составил в 1873 году. Писатели-современники - Аполлон Григорьев, Николай Чернышевский, Николай Добролюбов - посвящали Козьме Пруткову критические статьи. А многие читатели верили в то, что Козьма Прутков существует на самом деле. \

Философ Владимир Соловьев в своей статье, написанной для Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, говорит о Козьме Пруткове как о «единственном в своём роде литературном явлении», уникальном случае в истории мировой литературы, ибо: «Все остальные мистифицированные авторы слишком элементарны и однообразны в сравнении с ним. Два талантливых поэта, гр. А.К.Толстой и Алексей Михайлович Жемчужников, вместе с Владимиром Михайловичем Жемчужниковым и при некотором участии третьего брата Жемчужникова - Александра Михайловича - создали тип полного самодовольства и самоуверенности петербургского чиновника (директора Пробирной Палатки), из тщеславия упражняющегося в разных родах литературы. Но сила Пруткова не в этом общем определении, а в той индивидуальной и законченной своеобразности, которую авторы сумели придать этому типическому лицу и воплотить в приписанных ему произведениях». Директор Пробирной Палатки и поэт, драматург, философ Козьма Прутков - гениальная мистификация русской сатиры. Этот вымышленный персонаж так основательно утвердился в русской литературе, что ему мог бы позавидовать иной реально существовавший писатель. В январе 1884 года вышло подготовленное братьями Жемчужниковыми собрание сочинений Пруткова в одной книге. А в 1898 году в «Энциклопедическом словаре» появилась большая статья о Козьме Пруткове. С тех пор имя Козьмы Пруткова неизменно входит во все энциклопедии. И не только в нашей стране. В настоящее время Козьма Прутков справедливо считается одним из классиков русской юмористической литературы. Экслибрис с «портретом» Козьмы Пруткова для тамбовского библиофила Николая Никифорова  выполнил московский график народный художник РСФСР,  член-корреспондент Академии художеств СССР  Николай Кузьмин.

Эдуард Гетманский