Грузинский книжный знак

Гетманский Э. Д.

Грузинский книжный знак

Еще в древних грузинских рукописных книгах упоминается об экслибрисе. Интересным образцом раннего грузинского книжного знака является украшенный грузинским орнаментом экслибрис каллиграфа Николая Чачикашвили, представителя известной в XVII веке семьи книжников Чачикашвили. Совершенство и изящество оформления этого экслибриса подтверждает тот факт, что в Грузии экслибрисы создавались и раньше. А история грузинской рукописной книги уходит в века. Древнейшими, дошедшими до нас образцами грузинской рукописной книги являются палимпсесты с фрагментами исторических произведений V-VII веков. Среди древнейших датированных грузинских рукописей V-X веков, самыми значительными памятниками являются - созданная в V веке рукопись оригинального художественного произведения Якова Цуртавели «Мученичество Шушаники», «Ханмэтный лекционарий» (VII век), «Синайский многоглав» (переписанный в 864 году), «Адишский четвероглав» (переписанный в 879 году), «Джручский Первый четвероглав» (936 год), «Пархальский многоглав» (973 год), одно из первых грузинских исторических сочинений - «Обращение Картли» (IX-X века). В XII веке в период политического укрепления грузинского государства начался расцвет древнегрузинской светской литературы. Появились так называемые богатырские поэмы, романы, развивалась историографическая, переводная и научная литература. Лучшие из них - «Астрономический трактат» (XII век), «Диалектика» Иоанна Дамаскина в переводе Арсена Икалтоели (XI-XII века), труды Псевдо-Дионисия Ареопагита (XI-XII века) в переводе Ефрема Мцире, перевод «Элементов теологии» Прокла Диадоха с оригинальными комментариями и толкованиями Иоанна Петрици (XII век) и «Ларгвисский четвероглав» (XIII век).

Вершиной грузинской литературы этой эпохи явилась поэма Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» (конец XII - начало XIII веков). До наших дней дошло более 130 полных и неполных списков «Витязя в тигровой шкуре» (XVII-XVIII века). Мастерские по переписке книг в XII-XIV веках находились при монастырях, представлявших собой значительные культурно-просветительные центры (Мцхетский, Светицховели, Тбилисский Сиони, монастыри Шиомгвиме, Алаверди, Гелати, Давид Гареджа, Сафара и др.), при которых были созданы школы, где вместе с грамотой и церковным учением, обучали каллиграфическому искусству и художественному оформлению книги. Особенно заметную роль в развитии грузинской культуры и искусства сыграли Иверский монастырь на Афонской горе в Греции основанный в начале 980-х годов, где переводились книги с греческого на грузинский язык, и был выработан собственный оформительский стиль и монастыри Тао-Кларджети, где в IX-X веках было создано самое большое количество грузинских рукописей. Тяжесть монгольского ига (XIII-XIV века), опустошительные нашествия персов и турок (XVI-XVIII века), распад централизованной монархии и внутренние феодальные раздоры, междоусобицы привели к утрате  государственного единства Грузии и к упадку культуры.

Первые грузинские книги напечатал в 1629 году в Риме посол грузинского царя при папском престоле Н.Ирбах (Н.Чолокашвили). Это был «Грузинско-итальянский словарь» и «Грузинская азбука с молитвами», предназначенная главным образом для миссионеров. В 1643 году в этой же типографии были напечатаны «Грузинская грамматика» Марио Маджио (вторично книга была издана в 1670 году), а в середине XVII века - два издания книги «Христианское учение с символами», предназначенное для распространения в Грузии. Политическое положение Грузии в 80-90-х годах XVII века вынудило грузинского царя Арчила переехать в Москву, где он получил от Петра I разрешение создать при московской Синодальной типографии цех с грузинским шрифтом и печатать грузинские книги. В 1705 году там была напечатана грузинская книга - «Псалтырь». Первая типография в Грузии была открыта в 1709 году по инициативе царя Картли Вахтанга VI Батонишвили, писателя, переводчика и редактора. Созданию типографии помог издатель книг в Румынии грузинский деятель Антимоз Иверийский.  Он направил в Тбилиси своего ученика типографа Михая Унгровлахала, который оборудовал типографию, где в 1709 году вышла первая печатная книга в Грузии «Евангелие», в 1711 году - «Псалтырь», а в 1712 году  вышла книга «Витязь в тигровой шкуре» под редакцией и с комментариями Вахтанга VI.

В этой же типографии в 1721 году вышла в свет первая научная книга «Аиати» - астрономическое сочинение, переведенное с персидского языка Вахтангом VI. В 1728 году турки захватили Тбилиси и уничтожили типографию, восстановить ее удалось только в 1749 году. До нашествия на Тбилиси иранского шаха Аги Мохаммед хана в 1795 году в типографии было издано около 30 книг религиозного содержания. Во второй половине XVIII века грузинские книги печатались в Москве, а с конца XVIII века печатание грузинских книг было начато и в типографии Петербургской АН. Здесь были изданы «Грузинско-русско-французский словарь» Д.Чубинашвили (1842 год), его же «Русско-грузинский словарь» (1846 год), «Витязь в тигровой шкуре»  Ш.Руставели (1847 год) и др. Всего в XVIII-XIX веках было издано 64 книги на грузинском языке в академической типографии. В XIX веке Грузия была включена в состав Российской империи. В начале XIX века была восстановлена типография в Тбилиси и открыта типография в Кутаиси. Вторая половина XIX века отмечена подъемом книгопечатания в самой Грузии, кроме Тбилиси и Кутаиси книги печатались в Батуми, Сухуми, Поти и Телави, а также за рубежом - в Венеции, Константинополе, Париже, Берлине и Лондоне. В 1913 году в Грузии было издано 247 книг и брошюр тиражом 485300 экз.

Художественное  оформление грузинской рукописной книги прошло несколько этапов в своем развитии. Палимпсесты V-VI веков были выполнены без украшений, хотя строки украшены буквами редкой красоты. В IX-X веках начинает развиваться искусство миниатюры. Древнейшая из сохранившихся  грузинских иллюминированных рукописей «Адишский четвероглав» относится к IX веку. Рукописи, следующие манере византийских парадных кодексов, исполнены в технике многослойного письма с применением золота («Джручский Второй четвероглав», XII век). В миниатюре XIV-XV веков наряду с рукописями, оформляемыми лишь несложным графическим орнаментом, окрашенным в 2-3 тона, создаются и традиционные парадные лицевые манускрипты («Лицевая Псалтырь», XV век). Грузинская книжная живопись в XVI-XVIII века испытала влияние иранского, а так же западноевропейского искусства. С XVII века искусство миниатюры приходит в упадок, однако высокий уровень грузинского каллиграфического мастерства сохраняется вплоть до XIX века. В начале XVIII века в Грузии появляется новый вид книжного оформления  - гравюра на дереве, среди этих изданий были первопечатные книги Вахтанга VI  с его портретами на отдельных листах. На протяжении XIX века ксилография продолжает оставаться основной техникой книжных орнаментов и иллюстраций. Ведущим мастером-ксилографом этого периода был Г.Н.Татишвили, в предреволюционные годы в области книжной графики наиболее известны были А.И.Гогиашвили и О.И.Шмерлинг. Библиотечное дело  в Грузии имеет многовековую историю, оно связано с монастырскими и частными книгохранилищами, которые начали создаваться уже в VIII-XIII веках. Первые публичные библиотеки в Тбилиси, Батуми и Кутаиси возникли после присоединения Грузии к России, тогда и появились первые грузинские книжные знаки для публичных библиотек.

Зарождение современного экслибриса в Грузии было связано с открытием в 1922 году Тбилисской Академии художеств. Там работали известные грузинские художники, в том числе  ставший впоследствии народным художником СССР и действительным членом АХ СССР Моисей (Мосе) Иванович Тоидзе, народный художник Грузинской ССР Георгий (Гиго) Иванович Габашвили, народный художник Грузинской ССР, действительный член АХ СССР Яков Иванович Николадзе.  Вместе с грузинскими художниками в Тбилисской Академии художеств работал академик, народный художник РСФСР и заслуженный деятель искусств    Грузинской ССР Евгений Евгеньевич Лансере.

 

                                                                     

                                                  Цилосани В.Л.                                              Брановер А.Л.                          Канделаки Н.М.

 

                                                          

                                                Мастицкая Н.Л.                                 Канделаки-Фрыч Т.М.                               Цилосани В.Л.                  

 

                                                        

                                                       Канделаки Н.М.                           Гудиашвили В.Д.                       Цилосани В.Л.                   

                                                             

                                                 Канделаки Н.М.                                         Мумладзе Н.Г.                           Белецкая В.К.

 

                                                               

                                              Тушмалишвили М.А.                                   Эристави В.Д.                                Териан Н.И.

 

                                                     

                                  Канделаки Н.М.                         Кутателадзе М.А.                        Джикия Н.Г.                          Кутателадзе В.Ф.    

 

                                                                   

                                                      Григолия В.Д.                              Брановер А.Л.                             Бебутова-Габуния В.Д.

 

                                                          

                                               Цицишвили Д.Н.                                Мастицкая Н.Л.                                                   Цилосани В.Л.                  

 

Эдуард Гетманский