Итальянский книжный знак

Гетманский Э. Д.

Итальянский книжный знак

Италия - страна, которая всегда славилась художниками. Великие мастера, которые некогда жили в Италии, прославили искусство на весь мир. Можно сказать точно, что если бы не итальянские художники, скульпторы и архитекторы, мир сегодня выглядел совсем иначе. Италия была главным центром художественных событий на протяжении Ренессанса (1300-1600). Заметный след в мировой истории Италия оставила и в области книгопечатания. Человечество шло к изобретению печатного станка очень долго, несколько тысячелетий. Идея печатного оттиска заложена еще в тавре или клейме, которым скотоводы метили своих лошадей или коров, а также в личных печатях вождей древнейших цивилизаций. Следующий этап - печатание монет. Если верить Геродоту, первым этот шаг сделал лидийский царь Гигос в VII в. до н. э. Изобретателями первого печатного станка являются китайцы. Но этот станок недалеко ушел от печатания монет. Его возможности были ограничены и связаны со спецификой китайской письменности, насчитывающей около десятки  тысяч иероглифов, каждый из которых обозначает отдельное слово. В Европу бумага проникла из Китая через Византию, Венецию и Испанию. Технология производства бумаги держалась в секрете, а сама бумага за пределами Китая стоила очень дорого. Вскоре производство бумаги было налажено в Италии. С изобретением книгопечатания производство бумаги стало быстро расти. История европейского книгопечатания восходит к XV веку. Изобретение Гутенберга получило очень быстрое распространение. Италия получила книгопечатание из Германии в 1465 году. Впервые начали печатать книги в бенедектинском монастыре Субиако, вблизи Рима, куда настоятель этого монастыря Иоанн Туррекремата, пригласил двух печатников - Конрада из Свейнгема и Арнольда Паннарца из Праги. В Субиако был отлит шрифт, получивший название полуготического, и напечатано несколько книг, в том числе сочинения Цицерона.

Через пару лет книгопечатание появилось в Риме, затем в Венеции, Милане, Неаполе, Флоренции. Итальянское книгопечатание быстро обрело собственное лицо. В противовес готическому шрифту был разработан «венецианский» шрифт, или «антиква». Венеция стала столицей итальянского книгопечатания. В XVI веке в ней насчитывалось до 113 печатен и обитало более половины всех итальянских издателей и книготорговцев. Самое знаменитое венецианское издательство - типография Альда (1469), основанная Альдом Пием Мануцием. Она просуществовала до 1597 года, выпустив в свет 952 книги. Альд Мануций произвел революцию в издательском деле, предложив в 1501 году новый шрифт и уменьшенный формат изданий. Книги, украшенные типографским знаком Мануция, получили название «альдины». Изданные в этой типографии труды античных авторов стали важным вкладом в европейскую культуру. Книги, изданные в Европе от начала книгопечатания и до 1 января 1501 года, называют инкунабулами (от лат. incunabula - колыбель, начало). Издания этого периода очень редки, так как их тираж был 100-300 экземпляров. В эпоху Возрождения Италия, колыбель и рассадник искусства, занимала в искусстве книги рядом с Германией первое место.

Вслед за книгой появился и её спутник - экслибрис. Без книги нет экслибриса. С эволюцией книги изменялся и её ровесник -экслибрис. Старейшим итальянским экслибрисом считается книжный знак юриста Николо Пилли, созданный около 1555 года. Но это единственный экслибрис, происхождение которого с уверенностью может быть отнесено к XVI столетию, т. е. к тому времени, когда в Германии искусство книжного знака уже находилось в периоде полного расцвета благодаря Дюреру, Кранаху и других талантливых мастеров немецкой малой графики. Но зато в Италии вместо настоящего книжного знака в книгах оказывается вклеенною визитная карточка ее владельца, правда обыкновенно снабженная орнаментами и живописными украшениями. Такие визитные карточки были в большом ходу среди итальянской аристократии XVIII века и нередко отличались высокою художественностью. Подтверждением этого являются работы итальянских художников Вольнато, Бартолоци и Розаспина.  Итальянский экслибрис развивался медленно и его ткачество было довольно низким. В 1908 году в книге Якопа Джелли «3500 итальянских экслибрисов» среди семисот пятидесяти пяти изображенных книжных знаков пятьсот шестьдесят носят геральдический характер. На гербах духовных лиц обычный шлем заменен круглой широкополой шляпой, по обе стороны герба спускаются шнурки с кисточками, число которых вместе с цветами шляпы определяет ранг духовного сановника. Из художников начала XX века известностью пользовались экслибрисы Джулио Аристида Сарторио, Гвидо Стелл, а позже - Т.Марангони, И.Цетти, Б.Озимо, М.Аеберони, А.Алессандри, П.Морбидуччи и Б.Браманти. В  XX веке над итальянским экслибрисом работали - Федерика Фьорензани, Марианна Антоначчи,  Костанца Винченти, Стефано Чьяпони, Сильвана Мартиньони, Р.Вольф, М.Леборони, Маурицио Шварцман, Пьетро Париги и др.

                                                                        

                                                                    Федерика Фьорензани (Италия)                    Марианна Антоначчи (Италия)

 

                                                                             

                                                                       Костанца Винченти (Италия)                                 Стефано Чьяпони (Италия)

 

                                                                       

                                                                    Сильвана Мартиньони (Италия)                                     Ремо Вольф (Италия)

 

                                                                        

                                                                            Ремо Вольф (Италия)                                          М.Леборони (Италия)

 

                                                      

                                                    Ремо Вольф (Италия)                                 М.Леборони (Италия)                      М.Леборони (Италия)

 

                                                                              

                                                                    Маурицио Шварцман (Италия)                                 Пьетро Париги (Италия)

                                                                    

                                                                       М.Леборони (Италия)                  Ремо Вольф (Италия)                        М.Леборони (Италия)

                                                                                                         

 Эдуард Гетманский