Гетманский Э. Д.
Коллекционерами не рождаются, ими становятся
«В своей основе книжный знак (Ex libris) - это
выявление любви и уважения к книге. Это сгу-
сток мыслей и чувств, посвященных книге»
А.А.Сидоров
История коллекционирования продолжается вот уже несколько тысячелетий. Само слово «коллекция» было введено в употребление известным римским оратором Цицероном и означало «собрание разрозненных предметов в одно целое». У каждого свой путь к коллекционированию. В коллекционировании, в отличие от спорта, всегда важен конечный результат, а не участие. Все крупнейшие музеи страны созданы на основе частных собраний и коллекций, на коллекционерах держалась и держится вся отечественная культура. Вероятно, Бог сказал однажды коллекционеру: Выбирай - коллекцию или ум? Как умный человек коллекционер выбрал коллекцию. Коллекционер имеет ту коллекцию, которую он заслуживает. Коллекционер ведёт постоянную работу между сердцем и головой. Он не должен говорить, что думает, а должен думать над тем, что говорит. Перейдём к предмету моего коллекционирования - книжным знакам (Ex libris), а точнее к тем графическим миниатюрам, которые выполнены для моей домашней библиотеки. Многие профессиональные художники и художники-любители, известные и неизвестные, талантливые и так себе, обласканные советской властью и ею же обойдённые, многие художники-графики со всей огромной страны сделали для книг моей библиотеки сотни книжных знаков. Все эти графические миниатюры непохожи друг на друга, они выполнены разными по мастерству и таланту художниками-графиками, они разные по сюжету и композиционному решению, разные по технике исполнения и миропониманию авторов. Но все они мне очень дороги, ибо они в определенной степени отражают мой внутренний мир, мои интересы, взгляды и мировоззрение. Все эти графические миниатюры украшают книги моей библиотеки, став их составной частью, их охранной грамотой и визитной карточкой. Об портретных (иконографических) экслибрисах, подаренных мне художниками, и пойдет речь в этой статье.
Так оно получилось, что главной основной темой в искусстве советского книжного знака была ленинская тема. Среди основных тем моего собирательства эта тема также была главной. За долгие годы моей коллекционной деятельности я собрал около 1500 знаков экслибрисной Ленинианы. Моя ленинская коллекция была самой крупной в Советском Союзе. Естественно отечественные графики старались часть экслибрисов на моё имя выполнить по ленинской теме. Над ней работали художники - В.А.Марьин (Томск), Е.Н.Шалыгина (Баку), М.И.Шолохин (Киев), Р.В.Копылов (Свердловск), А.С.Литвинов (Харьков), туляки В.Н.Чекарьков и Н.С.Карасёв, и многие другие художники. В постсоветский период ленинская тема кардинально изменилась. В ленинских экслибрисных опусах после развала СССР появились книжные знаки, которые включают в тебе те цитаты из ленинских работ, которые раньше не предавались огласке. Так тульский коллекционер Владимир Чекарьков нарисовал экслибрис «Из книг о доме Романовых в начале ХХ века Э.Д.Г.», где дан портрет В.И.Ленина с топором в руках, с которого стекает кровь. Текст на графической миниатюре гласит «Надо отрубить головы, по меньшей мере, сотне Романовых» В.И.Ленин. Эти ленинские слова взяты из ПСС В.И.Ленина издание 5, том 21, стр. 17.
Владимир Чекарьков нарисовал ещё один экслибрис, на котором изобразил Н.К.Крупскую. В композицию этой графической миниатюры включены её портрет, книга, штык и гвоздика, а также слова Надежды Константиновны Крупской «Без веры в свои способности, в свои силы… нельзя браться низ одно дело». Владимир Николаевич Чекарьков нарисовал экслибрисы и на другие темы. Это «Ex libris Эдуарда Даниловича Гетманского», на котором изображены Александр Пушкин, Сергей Есенин и Максим Горький. Книги по есенинской теме украшает экслибрис, на котором изображён памятник Сергею Есенину на Есенинском бульваре в Москве, работы скульптора академика АХ СССР В.Е.Цигаля, а также строки из стихотворения поэта «Стансы» (1924): «Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла». На другом чекарьковском экслибрисе для книг по книжному знаку изображён латвийский поэт Ян Судрабкалн и приведены его слова «Листки экслибриса невелики, но мир, который сони раскрывают, огромен». Портрет немецкого писателя Иоганна Гёте и его слова «Собиратели - счастливейшие люди» на фоне книг украшают экслибрис Владимира Чекарькова «Библиотека Эдуарда Даниловича Гетманского».
На знаке Ореста Криворучко (Черновцы) «Ex libris Э.Гетманского» выгравировано изображение памятника Александру Пушкину. На другом экслибрисе художника изображён Маршал Советского Союза М.Н.Тухачевский. Расстрелян 12 июня 1937 года по «делу антисоветской троцкистской военной организации», реабилитирован в 1957 году. Процесс по делу Тухачевского положил начало массовым репрессиям в РККА 1937-1938 годах. На третьей графической миниатюре изображён поэт, актёр театра и кино, бард Владимир Высоцкий. На книжном знаке Евгения Владимирова из Ташкента нарисована русская поэтесса Серебряного века, переводчица и литературовед, одна из наиболее значимых фигур русской литературы XX века Анна Ахматова. На другом его экслибрисе изображён поэт и журналист, репортёр Иосиф Уткин погибший в 1944 году в авиационной катастрофе. Два книжных знака нарисовал художник Лев Шерстяной из города Волгодонска, на них изображён испанский и французский художник, скульптор, график, театральный художник, Пабло Пикассо. В композиции этих экслибрисов использованы автопортреты основоположника кубизма. Киевский график Георгий Сергеев выполнил экслибрис с портретом гетмана Войска Запорожского Богдана Хмельницкого. Он был предводителем казацкого восстания, в ходе которого Запорожская Сечь и Левобережная Украина вошли в состав Русского государства. На книжном знаке симферопольского графика Вадима Липецкого «Ex libris Гетманского Э.Д.» изображён один из основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года, Альберт Эйнштейн. Художник из города Горняк Алтайского края Василий Якоби выгравировал экслибрис с портретом киноактёра, кинорежиссёра, сценариста и писателя Василия Шукшина на фоне книг. Этой же теме посвящён экслибрис Зверева В.А. (Кемерово). Тульский график Николай Карасёв выполнил экслибрис «Книга Э.Гетманского» с текстом «Дом Повицкого» (Есенинские места). Дом находился на улице Ново-Павшинская (ныне Коминтерна), здесь в конце 1918 года у тульского пивовара Б.И.Повицкого гостил Сергей Есенин. Новороссийский график Юрий Молибоженко выполнил «Ex libris E Getmanskij», в композицию которого включены строки из стихотворения Расула Гамзатова «Нас двадцать миллионов»:
Каких имён нет на могильных плитах!
Их всех племён оставили сыны.
Нас двадцать миллионов незабытых,
Убитых, не вернувшихся с войны.
Шалыгина Е.Н. Марьин В.А.
Шолохин М.И. Сергеев Г.А. Владимиров Е.И.
Чекарьков В.Н. Шерстяной Л.М. Криворучко О.И.
Чекарьков В.Н. Шерстяной Л.М. Литвинов А.С.
Липецкий В.К. Чекарьков В.Н.
Чекарьков В.Н. Якоби В.Я. Чекарьков В.Н.
Молибоженко Ю.Ф. Копылов Р.В. Криворучко О.И.
Чекарьков В.Н. Владимиров Е.И.
Карасёв Н.С. Криворучко О.И. Зверев В.А.
В настоящее время книжные знаки служат не только для сохранения целостности библиотеки, но и как объекты коллекционирования. Они могут многое рассказать о той или иной эпохе, владельцах и их судьбах. Отвечая на вопрос о том, экслибрис - что это такое, можно говорить о том, что это не только современный жанр графического искусства, но и предметная память об ушедших временах и людях.
Эдуард Гетманский