Один в тысячи лицах

Гетманский Э. Д.

Один в тысячи лицах

 

«Будучи оптимистом я верю, что все пороки и

недостатки истребимы. Мне хочется, чтобы

все то, что нас окружает, было лучше, добрее

                                                              человечнее»

Аркадий Райкин

Его называли русским Чарли Чаплином и чародеем пантомимы. В памяти поклонников Аркадий Райкин остался неповторимым мастером сценического перевоплощения, а темы его сатирических моноспектаклей остаются актуальными и сегодня. Аркадий Райкин воплотил в своем творчестве целую эпоху, стал настоящей легендой и того времени, и той страны. Миллионная зрительская аудитория хохотала и плакала, радовалась и приходила в полное уныние от его персонажей. Они были очень узнаваемы в реальной действительности, ведь все сюжеты, которые великий мастер обыгрывал на сцене, он брал из жизни. Он не боялся смеяться над человеческими пороками, будучи твердо уверенным, что с помощью юмора и сатиры их можно преодолеть. Будущий Народный артист СССР, Аркадий Исаакович Райкин родился 11 (24) октября 1911 года в   Риге Лифляндской губернии, Российской империи (ныне Латвия) в семье акушерки и портового бракёра строительного леса. Затем семья переехала в Рыбинск, к месту новой работы отца. Во время учёбы в школе Аркадий, увлёкшись театром, занимался в драмкружке. Детство Райкина прошло в Рыбинске Ярославской области, где Аркадий девятилетним мальчиком впервые вышел на любительскую сцену. В 1922 году семья переехала в Петроград. В 1929 году Аркадий устроился лаборантом на Охтинский химический завод. В 1935 году окончил Ленинградский техникум сценических искусств (ныне Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства), куда подал документы вопреки желанию родителей. Он  учился на режиссерско-актерском курсе театрального режиссера Владимира Соловьева, который в 1910-х годах работал с Всеволодом Мейерхольдом. Одновременно с обучением в техникуме Райкин брал частные уроки пантомимы и сценического движения у известного артиста жанра музыкальной эксцентрики, «короля юмора» 1910-х годов, Михаила Савоярова.

Творческая биография Аркадия Райкина началась еще в студенческие годы. Он участвовал в концертах для детей, ставил для них самые разные номера, в которых участвовали куклы, надувные поросята, и даже патефон. Аркадий Райкин был невероятно талантлив как драматический актер. Его мастерство перевоплощения поражало. После окончания техникума сценических искусств Райкин попал в Ленинградский ТРАМ (Театр рабочей молодёжи), который вскоре был переименован в Театр имени Ленинского комсомола. Параллельно с игрой в театре снимался в двух фильмах: «Огненные годы» Владимира Корш-Саблина и «Доктор Калюжный» Эраста Гарина (оба сняты в 1938 году). Признание пришло к актёру в Москве, в ноябре 1939 года. Тогда Аркадий Райкин стал Лауреатом 1-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады, выступив с танцевально-мимическими музыкальными номерами «Чаплин» и «Мишка». В том же 1939 году Аркадий Исаакович был принят в труппу Ленинградского театра эстрады и миниатюр, где выступает с эстрадными номерами и осваивает жанр конферанса. Спустя три года становится художественным руководителем этого театра. Во время Великой Отечественной войны Аркадий Райкин давал концерты на фронте. В 1945 году артиста наградили орденом Отечественной войны 2-й степени. В кино Райкин вернулся во время Великой Отечественной войны. Он сыграл в картине «Концерт фронту», в результате он прославился на всю страну. После войны Райкин продолжает работу в Театре миниатюр и снимается в нескольких картинах. Вместе с писателем-сатириком В.С.Поляковым созданы театральные программы «На чашку чая», «Не проходите мимо», «Откровенно говоря» и спектакли «Приходите, побеседуем», «Любовь и коварство».

Его выступления на радио и телевидении, аудиозаписи миниатюр пользуются огромной популярностью у публики. Особенно известны его театральные номера, в которых актёр быстро меняет облик. Создав целое созвездие совершенно разных, но неизменно блестящих образов, Аркадий Исаакович стал непревзойдённым мастером сценического перевоплощения. На сцене театра миниатюр Аркадия  Райкина выступали признанные артисты эпохи - Леонид Утесов, Клавдия Шульженко, Александр Менакер, Вениамин Нечаев, Эдуард Хиль, Мария Пархоменко. В 1962 году Райкин пригласил работать в театре  талантливых актеров молодежного театра «Парнас-2» из Одессы - Михаила Жванецкого, Романа Карцева, Виктора Ильченко и Людмилу Гвоздикову. Вместе они создали новую театральную программу «Светофор», где сатирик исполнил знаменитые миниатюры «Авас», «Дефицит», «Век техники», «В греческом зале». Монологи Райкина были остро сатирическими, но оставались корректными по отношению к власти. Жестко, но интеллигентно он высмеивал пороки людей и «издержки» политической системы - дефицит, бюрократию, блат. В 1968 году, после 33 лет работы на сцене, Аркадию Райкину присвоили звание народного артиста СССР. В 1969 году Жванецкий, Карцев и Ильченко уходят из Театра миниатюр и начинают самостоятельную эстрадную карьеру. Несмотря на то, что сатира у Райкина была достаточно аккуратной, и не разоблачала напрямую зарвавшихся руководителей, администрация Ленинграда высказывала артисту свое неодобрение и неудовлетворение. Райкину советовали уйти из профессии.

В 1980 году Райкину вручили Ленинскую премию, а через год он стал Героем Социалистического Труда. Многосерийный телесериал «Люди и манекены», созданный Райкиным в сотрудничестве с режиссером Виктором Храмовым, стал вершиной кинематографической карьеры Аркадия Исааковича. В этом телесериале было экранизировано большинство лирических и остросатирических образов Райкина, в разные годы появлявшихся на сцене его Театра миниатюр.  Тем не менее, отношения артиста с властями Ленинграда ухудшались. Райкин просит у Л.И.Брежнева, с которым он познакомился во время войны, на Малой земле, разрешения переехать вместе с театром в Москву. Переезд театра в столицу состоялся в 1982 году, он занял помещение кинотеатра «Таджикистан». Театр переименовывается в Государственный театр миниатюр, а в апреле 1987 года получает имя «Сатирикон». Почти сразу после переезда здесь поставили новый спектакль «Лица», позднее - «Мир дому твоему» по тексту сатирика Семена Альтова. Но здоровье артиста заметно ухудшалось. Последние его гастроли прошли в Америке в сентябре 1987 года. 17 декабря 1987 года комик с грустными глазами, гений сатиры,  человек-легенда Аркадий Исаакович  Райкин ушел из жизни. Артиста похоронили на Новодевичьем кладбище Москвы. В коллекции отечественного экслибриса множество  книжных знаков, посвящённых Аркадию Райкину. Один из них выгравировал в гравюре на дереве белорусский художник из Минска Евгений Тиханович  На нём  Аркадий Райкин показан непревзойдённым мастером сценического перевоплощения в созвездии разных и блестящих образов.

Эдуард Гетманский