Гетманский Э. Д.
«Он был личностью. Явлением»
Владимир Высоцкий прославленный поэт, певец, музыкант и актер советского театра и кино. Песни Высоцкого стали классикой и неоспоримыми вечными хитами. Он никогда не выступал против советской власти, но чиновникам от власти становилось дурно при одном только упоминании его имени. Его не пускали в кинематограф, заводили на него множество уголовных дел, его фамилия никогда не попадала в списки на награждение. Высоцкий был не такой, как все, и это считалось его главным преступлением. Это сегодня его имя стоит в одном ряду с Анной Ахматовой, Борисом Пастернаком, Иосифом Бродским, а тогда он даже не мечтал о том, чтобы его стихи напечатали. Владимир Высоцкий сыграл десятки ролей в театре, в том числе Гамлета («Гамлет» У.Шекспира), Галилея («Жизнь Галилея» Б.Брехта), Лопахина («Вишнёвый сад» А.Чехова). Наиболее примечательными работами в кинематографе являются его роли в фильмах «Место встречи изменить нельзя», «Маленькие трагедии», «Интервенция», «Хозяин тайги», «Вертикаль», «Служили два товарища», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», «Короткие встречи», «Плохой хороший человек». Актёр Театра драмы и комедии на Таганке в Москве. Вместе с актёрами Театра на Таганке Владимир Высоцкий ездил с гастролями за границу - в Болгарию, Венгрию, Югославию (фестиваль БИТЕФ), Францию, Германию, Польшу. Получив разрешение выехать к жене во Францию с частным визитом, сумел также побывать несколько раз в США (в том числе и с концертами 1979 года), Канаде, Мексике, на Таити и так далее. Владимир Высоцкий вошёл в историю как автор-исполнитель своих песен под семиструнную «русскую» гитару. Владимир Высоцкий был одним из самых незаурядных поэтов XX века. В его стихах восхваляются дружба и любовь, высмеиваются человеческие пороки и несовершенство политических устоев. Его творчество и хриплый голос знаком каждому. Мастерское умение использовать литературные приемы и многогранность таланта позволили поэту написать сотни пронзительных и искренних стихов. Особое место в творчестве Владимира Высоцкого занимает военная тематика. Фронтовики искренне удивлялись, что автор эмоциональных и точных стихов о войне сам не участвовал в боях.
Первой заметной работой в кино стала роль гармониста Андрея Пчёлки в фильме «Стряпуха». Широкая известность как к актеру пришла к нему в 1966 году после фильма «Вертикаль», в котором он сыграл радиста Володю и исполнил свой горный цикл. Далее сыграл целый ряд ролей в ставших популярными фильмах, среди них - «Короткие встречи» (Максим), «Хозяин тайги» (Иван Рябой), «Служили два товарища» (поручик Брусенцов), «Интервенция» (Мишель, он же товарищ Воронов), «Опасные гастроли» (Жорж Бенгальский), «Плохой хороший человек» (Николай Васильевич фон Корен), «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (Ибрагим Ганнибал), «Единственная» (Борис Ильич, руководитель музыкально-хорового кружка), «Бегство мистера Мак-Кинли» (Билл Сигер), «Маленькие трагедии» (Дон Гуан), «Место встречи изменить нельзя» (Глеб Егорович Жеглов). За роль Владимир Высоцкий в 1987 году награжден Государственной премией СССР (посмертно). По итогам опроса ВЦИОМ, проведённого в 2010 году, Высоцкий занял второе место в списке «кумиров XX века» после Юрия Гагарина.
Искусство книжного знака не обошло своим вниманием Владимира Высоцкого. Количество экслибрисов, посвященных ему, уже давно исчисляется многими сотнями. Первые экслибрисы, посвященные Высоцкому, появились в самом начале 1980-х годов. Лучшие отечественные художники работали над темой Высоцкого в экслибрисе. Свердловский (ныне Екатеринбург) график Рудольф Владимирович Копылов выгравировал на линолеуме ряд цветных книжных знаков в 2, 5 и 8 досок по этой теме. Все они иконографические (портретные). Любимой темой Рудольфа Копылова является тема - поэзия и искусство России. Экслибрисы с образом Владимира Высоцкого были представлены на международных выставках в Риме (Италия), Гливице (Польша), Мехико (Мексика), Барселоне (Испания).
Русский писатель Трифонов Юрий Валентинович писал о Владимире Высоцком: «Я думаю, Высоцкий не смог бы стать столь популярным человеком, если бы не соединил в себе таланты большого поэта и большого артиста, певца. Но и это не все, еще очень важно, что он взял на себя смелость выражать самое насущное и никем не выражаемое: то истинное, чем народ на самом деле болел, о чем действительно думал, что было предметом повседневных разговоров простых людей между собой».
Эдуард Гетманский