Гетманский Э. Д.
Родина книжного знака
(немецкий экслибрис)
Искусство экслибриса прошло многовековой путь от возникновения книгопечатания до наших дней. Начав свою историю в качестве наклейки на книгу, указывающей на ее владельца, экслибрис - вид графического искусства стал произведением графики, органически соединившимся с книгой. Родиной экслибриса считают Германию, где он появился вскоре после изобретения книгопечатания. В Германии с древних времен существовал обычай помечать ценные вещи знаком принадлежности их определенному лицу, этот обычай признавался и судом. Книги представляли в те времена значительную ценность и владелец библиотеки, отмечая ее своим знаком, тем самым оберегал свою собственность. Так возник обычай снабжать книгу своим экслибрисом, который формально защищал книгу от похитителей. Параллельно с книжным знаком возник суперэкслибрис - знак или герб, оттиснутый на наружной крышке переплета. Первыми обладателями книжных знаков были духовные лица, в то время почти единственные грамотные люди, а также и самые монастыри, и церкви, обладавшие зачастую обширными и ценными библиотеками. поэтому на книжных знаках обозначались соответствующие атрибуты, такие как посох, ключ, или гербы, на которых шлем заменялся митрой, а иногда также изображались и фигуры святых. Первым гравированным экслибрисом в Западной Европе считается гербовый знак рыцаря Бернгардта фон Рорбаха, выполненный в 1460 году немецким гравером Бартелем Шеном. Известен также экслибрис Гильдебрандта фон Бибераха, изображающий ангела, несущего герб владельца, он был гравирован на дереве в 1480 году.
Интересен один из первых гравированных экслибрисов Европы - книжный знак, выполненный около 1480 года неизвестным мастером из Германии в технике обрезной гравюры на дереве для Ганса Иглера. Его можно смело отнести к первому юмористическому знаку, на нем изображен ежик среди цветов. Эти книжные знаки открывают целый ряд подобных экслибрисов XVI века - самой блестящей эпохи искусства книжного знака. В XVI веке над экслибрисом в Германии работали такие выдающиеся мастера как Альбрехт Дюрер, Лука Кранах Старший и Ганс Гольбейн Младший. Дюреру принадлежит 20 экслибрисов (7 проектов и 13 тиражированных знаков). В композиции гербовых экслибрисов Дюрер вводил сложные символы и пространственные аллегории. Несколько проектов в 1500-1503 годах художник сделал для своего друга Вилибальда Пиркгеймера - богатого нюрнбергского патриция, гуманиста, владельца крупнейшей библиотеки того времени. Экслибрисы украшает девиз «Себе и другим». Дюрер также выполнил экслибрисы для нюрнбергского юриста Кристофа Шейрля (1512-1514 годы), и венского архитектора и военного инженера Иоганна Черте (1521 год). Но одним из лучших дюреровских экслибрисов является знак для настоятеля церкви святого Лаврентия в Нюрнберге Гектора Помера. На нем изображен святой с пальмой мученичества в одной руке и жаровней в другой. Над именем владельца помещена надпись на латинском, греческом и древнееврейском языках, гласящая: «Чистому все чисто». Правда, некоторые специалисты склонны считать, что этот экслибрис выполнил ученик Дюрера Ганс Зебальд Бехам. Многие геральдические композиции Бехама могут быть признаны самыми большими в мире экслибрисами, они достигали размеров 400-500мм. Лукас Кранах Старший исполнил в гравюре на дереве 11 экслибрисов, лучший из них выполнен в 1511 году для саксонского курфюста Фридриха Мудрого.
Герб герцогов Мекленбургских, выполненный художником в 1552 году в гравюре на дереве применялся как экслибрис герцогом Ульрихом Мекленбургским - генеалогом, геральдистом и библиофилом. На экслибрисе проповедника из Орингина работы Кранаха изображена мощная фигура Святого Петра. Ганс Гольбейн Младший выполнил 3 книжных знака, один из них украсил книги бельгийского печатника Иоганнеса Фробена. В целом немецкий книжный знак этого времени отличался часто тяжеловесным стилем и крайней сложностью рисунка, затрудняющего понимание замысла художника. С этого времени начинается шествие экслибриса по Европе. В XVI и XVII столетиях немецкий книжный знак носил почти исключительно геральдический характер, изменяясь соответственно стилю эпохи. Впрочем, уже в XVI столетии начинают появляться и иконографические (портретные) экслибрисы, т. е. знаки с изображением самого владельца книги. В XVIII столетии, во время господства в Германии стиля рококо, торжественная напыщенность в Exlibris уступила более легкому жанру, а под конец этого столетия состоялся переход к строгим формам классицизма. Лучшим представителем этого периода в искусстве немецкого книжного знака считается директор академии художеств Даниил Ходовецкий. После его смерти в 1800 году наступил полный упадок искусства книжного знака в Германии, где оно воскресло к новой жизни лишь с учреждением в 1869 году общества «Герольд». Немецкие художники стали придерживаться в своих экслибрисах компактной и упрощенной трактовки сюжета, с резким распределением света и теней. В репродуцировании экслибрисов применялась цинкография, гравирование на дереве, на стали, на меди и линолеуме, офорт, литография, цветная печать. В древнем городе Нюрнберге хранится коллекция книжных знаков в более чем 20 тысяч экслибрисов, ее собрал и подарил в 1901 году музею немецкий коллекционер граф Лейнингтон-Вестербурга.
А.Дюрер EL Вилибальда Пиркгеймера
А.Дюрер EL Кристофа Шейрля и Хелены Тукэр
А.Дюрер EL знатного жителя Нюрнберга Лоренца Штайбера
А.Хильдебрандт ELАвгуста Ф.Амманна.
А.Хильдебрандт EL Карла Николая
Э.Краль EL Карла Г.Криспина
Э.Краль EL Георга Баумгартнера
К.Рошет EL А.Шварца Эфиопы здесь символизируют фамилию (Schwarz - черный).
Ж.Кауфман EL с гербами фон Шведлеров и фон Вальдхаузенов,
Ганс Гольбейн Младший EL И.Фробена
А.Дюрер EL Гектора Помера
«Изображение Гильдебранда Бранденбургского из Бибераха для Монастыря в Буксгайме» (1480).
EL артистического факультета Баварского университета (1482)
Создание печатного станка и издание книг, набранных подвижными литерами – это самое значительное достижение немецкого народа в XV веке. Изобретение книгопечатания можно считать качественным скачком в истории мировой культуры. Оно связано с именем немецкого первопечатника, первого типографа Европы Иоганна Гутенберга. Ему принадлежит решение всех основных технических задач типографской печати: воспроизведение текстов путем оттиска с набора их отдельными литерами, технология производства шрифта, состав шрифтового сплава, конструкция печатного пресса. Все это было настолько технически совершенно, что на столетия (а во многом и до сих пор) осталось неизменным. Книгопечатание в XV веке распространялось с необычайной быстротой по всей Европе. Известно до 1000 имён печатников того времени, число же изданий, вероятно, доходит до 30 тысяч инкунабул. Изобретение книгопечатания подвижными литерами, оказало огромное влияние не только на европейскую культуру, но и на всемирную историю. Оно сыграло ключевую роль в развитии эпох Возрождения, Реформации, Просвещения и научной революции. С бурного развития книгопечатания началось шествие экслибриса по Европе. Книжный знак принадлежит только книге, и жить вне неё не может. Книжный знак получил в Германии большое распространение. Нет почти ни одной темы, доступной графике, которая не была бы использована для немецкого экслибриса.
Эдуард Гетманский