Жар-птица русского балета

Гетманский Э. Д.

Жар-птица русского балета

 

«Вы - Коломбина, Соломея, Вы каждый раз уже не та,
Но все яснее пламенея, златится слово: «красота»

М.А.Кузмин

Эти строки поэт-акмеист Михаил Кузмин посвятил в 1914 году Тамаре Карсавиной. Ведущая балерина Мариинского театра, звезда «Русских сезонов» Сергея Дягилева, первая исполнительница постановок Михаила Фокина Тамара Карсавина  родилась в 1885 году в Санкт-Петербурге в семье танцовщика императорской труппы Платона Карсавина и его жены Анны Иосифовны, урожденной Хомяковой (родственницы  известного славянофила А.С.Хомякова). Платон Карсавин стал первым русским балетмейстером, создавшим балетную школу. В 1902 году Тамара Карсавина  окончила Императорское театральное училище, где училась у педагогов Павла Гердта, Александра Горского и Энрико Чекетти. и была принята в труппу Мариинского театра, где ей покровительствовала любимица многих Романовых Матильда Кшесинская, Она оберегала Карсавину от вспышек ревности со стороны Анны Павловой, которая терпеть не могла конкурентку. Карсавина быстро достигла статуса примы-балерины и исполняла ведущие партии в балетах классического репертуара - «Жизель», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Карнавал» и др. Постепенно Тамара Карсавина становится любимицей труппы, начальства, значительной части публики. Она претендовала на первое место в списке самых красивых российских балерин. С 1909 года по приглашению Сергея Дягилева Карсавина начала выступать в организованных им гастролях артистов балета России в Европе, а затем в Русском балете Дягилева.  Когда возникла идея создания Дягилевских сезонов, содружество Сергея Дягилева, Михаила Фокина, Александра Бенуа, Леона Бакста представлялось Тамаре Карсавиной «таинственной кузницей», где ковалось новое искусство.

Для гастролей балета Дягилев пригласил ряд знаменитых артистов, в том числе М.М.Фокина, А.П.Павлову, В.Ф.Нижинского, Т.П.Карсавину, Е.В.Гельцер. С этой труппой он гастролировал в Лондоне, Риме, а также в США. В оформлении балетов участвовали выдающиеся художники, входившие в «Мир искусства», в частности А.Н.Бенуа, Л.С.Бакст, А.Я.Головин, Н.К.Рерих, Н.С.Гончарова. Александр Бенуа писал: «Таточка стала действительно одной из нас. Она была самой надежной из наших ведущих артистов, и все ее существо отвечало нашей работе». В Карсавиной Михаил Фокин нашел идеальную исполнительницу. Их удивительно органичный дуэт с Вацлавом Нижинским стал украшением всех программ Русских сезонов. Героини Карсавиной в фокинских балетах были разными. Фокин использовал высокий прыжок Карсавиной - Жар-птица разрезала сцену как молния, и, по словам Бенуа, походила на «огненного феникса». А когда птица оборачивалась чудом-девой, в ее пластике появлялась восточная истома, ее порыв как бы таял в изгибах тела, в извивах рук. Подобно «Умирающему лебедю» Анны Павловой, «Жар-птица» Тамары Карсавиной стала одним из символов времени. Великолепна была Карсавина и в «Петрушке».

 

Историк балета, профессор В.М.Красовская писала: «Имена Анны Павловой и Тамары Карсавиной связаны с расцветом балетного импрессионизма начала XX века. Слава Карсавиной, если судить по её мировому резонансу, не уступала славе Павловой. Оба имени часто называли рядом, часто и противопоставляли». После ухода из труппы Павловой со второго дягилевского сезона 1910 года Карсавина заняла место прима-балерины. Карсавина осталась у Дягилева и продолжала приносить славу русскому балету. Она приобрела большую известность в европейских столицах. Её мягкая манера исполнения сильно отличалась от порывистой страстности Рубинштейн и пафосности Павловой. Наиболее заметными работами балерины в период сотрудничества с Дягилевым были ведущие партии в балетах «Жар-птица», «Призрак розы», «Петрушка» (постановка Михаила Фокина), «Треуголка», «Женские причуды» (постановка Леонида Мясина) и др. Тамара Карсавина часто танцевала в паре с Вацлавом Нижинским. Самой замечательной своей ролью балерина считала Шамаханскую царицу из балета «Золотой петушок», который расценила как шедевр Фокина. Невероятный успех в Париже имели балеты на русскую тему: «Жар-птица» и «Петрушка». Парижский рецензент писал, что на сцене «Карсавина похожа на танцующее пламя, в свете и тенях которого обитает томная нега... ее танцы - это нежнейшие тона и рисунок воздушной пастели».

За 10 лет антрепризу Дягилева пришлось покинуть почти всем, кто создавал ее вместе с ним, ушли Фокин, Бенуа, Бакст и многие другие. Но Карсавиной он был верен до конца. Для нее же Дягилев всегда оставался непререкаемым авторитетом. До конца жизни Дягилева Карсавина сохраняла тёплые отношения с ним и посвятила прославленному антрепренёру последнюю главу своих воспоминаний «Театральная улица» (1929), завершённых в год его смерти. Балерина участвовала в трети премьер Русских сезонов (в 22 первых представлениях из 67). Карсавина выделялась на фоне других балерин, она много читала и отличалась завидным интеллектом. Дягилевский балет принес ей успех в Европе, спектакли с участием балерины посещали Роден, Сен-Санс, Кокто. Она позировала Леону Баксту, Мстиславу Добужинскому, Валентину Серову, Сергею Судейкину и Зинаиде Серебряковой. Ей посвящали стихи Михаил Кузмин и Анна Ахматова. В 1914 году вышло издание «Букет для Карсавиной», включавшее произведения известных поэтов и художников, созданных в ее честь. С русской балетной труппой сотрудничали многие французские композиторы и художники. К.Дебюсси и М.Равель, Ж.Л.Водуайе и Ж.Кокто, П.Пикассо и М.Шагал. Почти все они с большой нежностью и уважением относились к Карсавиной. Перед началом Первой мировой войны Тамара Карсавина познакомилась с британским дипломатом Генри Брюсом, начальником канцелярии посольства Великобритании в Петербурге. Потерявший от любви голову дипломат увел Тамару Платоновну из семьи, и она родила ему сына Никиту. Они прожили вместе более тридцати лет. Последнее выступление Карсавиной в России состоялось 15 мая 1918 года на сцене Мариинского театра в партии Никии в «Баядерке». Генри Брюсу ЧК грозила расстрелом за участие в «шпионском заговоре». Дело ограничилось высылкой британской миссии, и вместе с Брюсом и их общим сыном Никитой уехала Тамара.

Она  навсегда оставила родину, о которой впоследствии писала: «Россия - дикая страна большой культуры и поразительного невежества». В эмиграции она, не прекращая выступать на сцене и гастролировать с Русским балетом Дягилева, занималась преподавательской деятельностью. Тамара Карсавина часто писала статьи о балете в разлучных английских журналах и написала несколько книг о балете, самая известная из которых была книга «Улица балета». Кроме того, в начале 1920-х балерина появилась в эпизодических ролях в нескольких немых кинофильмах производства Германии и Великобритании - в том числе в картине «Путь к силе и красоте» (1925) с участием Лени Рифеншталь. В эмиграции она выступала в Ла Скала, танцевала в британской труппе «Балле Рамбер», периодически возобновляла балеты Михаила Фокина, с 1930 года по 1950 год была вице-президентом Королевской академии танца, Тамара пережила мужа на 27 лет и умерла в Лондоне в 1978 году, 93 лет от роду, прожив счастливую и насыщенную жизнь. Книги домашней библиотеки Тамары Карсавиной украшал экслибрис, выполненный, вероятно, в Англии. На нём великая русская балерина представлена в балете норвежско-датского композитора и органиста, Х.С.Левенскольда -  автора партитуры балета Августа Бурнонвиля «Сильфида».

 

Эдуард Гетманский