Гетманский Э. Д.
«Экслибрис! Книжный знак! Ты - лик библиофила!»
Экслибрис - емкое произведение графического искусства. Хороший экслибрис - откровение, он как музыка, как симфония о лучших качествах человека. Хороший экслибрис способен рассказать и о художнике, и о владельце экслибриса многое. Недаром Александр Бенуа писал: «С иным владельцем хочется войти в личный контакт только потому, что по экслибрисам получаешь выгодное о нем представление». Экслибрис говорит о его владельце и об авторе-художнике, но предназначен он для книги. Украшенная экслибрисом книга становится «персоной», музейным экспонатом, вещью, которую следует ценить и особенно беречь. Обыкновенная порой книга но, имеющая экслибрис становится уникальной. Экслибрис, как ни один вид искусства, предрасположен к передаче личного и интимного. В нем чувствуется теплота, сердечность, юмор, отношение человека к человеку. Эта миниатюрная гравюра делает каждую книгу именным экземпляром, является одухотворенным посредником между личностью художника и книголюба.
Экслибрис есть форма самого непосредственного отношения человека к книге этому, великому из всех чудес созданных человеком. Книга и экслибрис неотделимы, тот, кто любит литературу, красивую книгу не может не думать о продолжении ее существования за пределами собственного «Я». Книжный знак принадлежит не только автору и владельцу, но и своему времени. Экслибрис является связующим звеном между книгой и владельцем. Книга - всегда памятник истории и не в меньшей мере, чем памятники археологические, архитектурные и прочие, вот почему книгу необходимо охранять в неприкосновенности, в ее первозданном виде и роль охранной грамоты книги в первую очередь играет экслибрис. В статье пойдёт речь об экслибрисах заслуженного учителя школы РСФСР, историка Нины Владимировны Толстой. Для её домашней библиотеки художники выполнили около 40 книжных знаков. Рассмотрим некоторые из них. Подавляющее число графических миниатюр иконографические (портретные). На них можно увидеть портреты государственных и политических деятелей, известных писателей, деятелей культуры и искусства.
Все книжные знаки Н.В.Толстой были созданы в советское время, отсюда и их тематика. Так известный тульский график Владимир Чекарьков выполнил ряд экслибрисов, на которых можно увидеть портреты Карла Маркса, Фридриха Энгельса, Владимира Ленина и Иосифа Сталина. Эти графические миниатюры украшали книги по истории. И это не удивительно, в советское время только ленинских экслибрисов было выполнено около 1500 знаков. Другие классики марксизма-ленинизма появлялись в советском искусстве книжного знака гораздо реже. На книжном знаке «Ex libris Н.Толстой» Владимир Чекарьков нарисовал портрет английского поэта и драматурга Уильяма Шекспира на фоне сцены и театральных масок. В композицию знака включён текст из шекспировской пьесы «Генрих VIII» «Истина любит действовать открыто». Шекспир занимает второе место по цитируемости, уступая первенство лишь высказываниям из Библии. Словарный запас автора состоит из 12000 слов. Для сравнения: запас слов среднестатистического человека - всего 4000. Кстати, созданный Шекспиром в 1599 году, театр «Глобус» просуществовал вплоть до 1613 года, когда полностью сгорел дотла. Причиной фатального пожара стал залп из пушки во время одной из сцен пьесы «Генрих VIII». На другом чекарьковском экслибрисе нарисован портрет историка, председателя Императорского Общества истории и древностей российских при Московском университете, Василия Ключевского и приведены его слова «Жизнь учит лишь тех, кто её изучает». Но мы в большинстве своем не изучаем жизнь. Академик Иван Павлов говорил, что «Мы - это набор динамических стереотипов. Это значит, что получив однажды некие знания, может не совсем верные, не вполне точные, а то и просто устаревшие со временем, мы, тем не менее, будем держаться за свой стереотип зубами, лишь бы новая информация его не пошатнула».
На экслибрисе «Военная книга Н.В.Толстой» работы ташкентского художник Владимира Валиева изображён И.В.Сталин на параде победы на Красной площади 24 июня 1945 года на фоне колонны солдат, которые бросили к подножию мавзолея 200 знамён и штандартов разгромленных немецких войск. Валиев для библиотеки Нины Толстой выгравировал ещё экслибрисы гравированные на линолеуме. Это знак «Лениниана Толстой Н.В.». На нём изображён ленинский портрет на фоне крейсера «Аврора». По той же композиционной платформе сделаны экслибрисы «Политическая литература Н.В.Толстой с портретом Ф.Энгельса, и графическая миниатюра «Марксистская философия Н.В.Толстой» с портретом Карла Маркса. Тульский художник Владимир Чекарьков нарисовал экслибрис «Из книг Нины Владимировны Толстой» с портретом поэта Владимира Маяковского, а также книжный знак «Из книг Толстой» с портретом русского писателя, драматурга, сценариста и переводчика Михаила Зощенко. На этой графической миниатюре художник изобразил гусиное перо и колючую проволоку и написал «Запрещён советской цензурой». Это было связано с тем, что 14 августа 1946 года вышло Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград», в котором за «предоставление литературной трибуны писателю Зощенко» подверглись жесточайшей разгромной критике редакции обоих журналов — журнал «Ленинград» вообще был закрыт навсегда. Вслед за постановлением на Зощенко и Ахматову обрушился секретарь ЦК ВКП(б) А.Жданов. Его доклад изобиловал оскорблениями: «окопавшийся в тылу Зощенко» (об эвакуации во время войны), «Зощенко выворачивает наизнанку свою подлую и низкую душонку» (о повести «Перед восходом солнца») и так далее. Зощенко был исключён из Союза писателей, лишён средств к существованию.
На книжном знаке Владимира Чекарькова «Из книг по истории» с портретом Николая Чернышевского читается его слова «Исторический путь - не тротуар Невского проспекта». С.Н.Чернышевским трудно не согласиться, потому что общество - динамическая система, что означает совокупность взлетов (прогресс) и падений (регресс), формирующие свой особенный и неповторимый тротуар, никак не похожий на Невский проспект. На имя Нины Владимировны Толстой выполнено несколько экслибрисов, посвящённых Льву Николаевичу Толстому. Это графические миниатюры - киевского графика Абрама Мистецкого, театрального художника Владимира Дубинского из города Ачинска Красноярского края со словами В.И.Ленина «Толстой – зеркало русской революции» и графика Василия Якоби из города Горняк Алтайского края, ереванского художника Ашота Мамаджаняна. Из экслибрисов Владимира Чекарькова на имя Нины Толстой можно отметить книжный знак с портретом французского философа-просветителя XVIII века, поэта, прозаика, сатирика, трагика, историка и публициста Вольтера и его афоризмом «Поэзия - музыка души». Немецкий писатель, публицист и учёный, Почётный член Петербургской АН Георг Лихтенберг полагал, что «У многих людей сочинение стихов - это болезнь роста ума». Впрочем, и Лев Николаевич Толстой считал, что «Поэзия есть огонь, загорающийся в душе человека. Огонь этот жжет, греет и освещает… Настоящий поэт сам невольно и страданьем горит, и жжет других, и в этом все дело». Пушкинский автопортрет украшает экслибрис «Из книг Толстой». На нём приведены слова декабриста, друга и однокурсника Александра Пушкина по Императорскому Царскосельскому лицею Ивана Пущина из его «Записок о Пушкине»: «Пушкин мой всегда жив для тех, кто, как я, его любил, и для всех умеющих отыскивать его, живого, в бессмертных его творениях…». Ещё один экслибрис нарисовал тульский график Владимир Чекарьков. На нём изображён поэт Михаил Лермонтов на фоне гор и приведены его строки «Поверь мне - счастье только там, где любят нас, где верят нам» из поэмы «Хаджи-Абрек». Львовский архитектор Адольф Бахматов рисовал книжные знаки. Один из них он подарил Нине Толстой. На нём художник нарисовал усадьбу в Ясной Поляне. В ней родился Лев НиколаевичТолстой, здесь он жил, творил, здесь же находится его могила. На бахматовском экслибрисе написано «Ясная Поляна «Дом-музей Л.Н.Толстого (1828-1978)».
Чекарьков В.Н. Чекарьков В.Н.
Чекарьков В.Н. Валиев В.М.
Валиев В.М. Чекарьков В.Н.
Чекарьков В.Н. Чекарьков.В.Н.
Мистецкий А.С. Дубинский В.А.
.
Якоби В.Я. Валиев В.М.
Чекарьков В.Н. Чекарьков В.Н.
Чекарьков В.Н. Валиев В.М.
Бахматов А.И. Мамаджанян А.П.
Чекарьков В.Н. Чекарьков В.Н.
Эдуард Гетманский