«Искусство… вечно, как и сама жизнь»

Гетманский Э. Д.

«Искусство… вечно, как и сама жизнь»

 

                                                                                                      «Он сын богов, любимец муз и вдохновенья».
Дмитрий Веневитинов

 

Великий русский оперный  и камерный певец (бас) Фёдор Иванович Шаляпин  родился 13  февраля 1873 года в Казани, в крестьянской семье. В детстве пел в церковном хоре, потом учился на сапожника, потом поступил в ремесленное училище города Арска. В 1883 году Федор впервые попал в театр на постановку пьесы П.П.Сухонина «Русская свадьба». Шаляпин «заболел» театром и старался не пропускать ни одного спектакля. Больше всего мальчику нравилась опера. А самое большое впечатление на будущего певца произвела опера М. И. Глинки «Жизнь за царя». Началом своей артистической карьеры сам Шаляпин считал 1889 год, когда он поступил в драматическую труппу В.Б.Серебрякова на должность статиста. 29 марта 1890 года состоялось первое выступление Шаляпина, он исполнил партию Зарецкого в опере П.И.Чайковского «Евгений Онегин» в постановке Казанского общества любителей сценического искусства. Весь май и начало июня 1890 года Шаляпин был хористом опереточной антрепризы В.Б.Серебрякова. В сентябре того же года Шаляпин переезжает в Уфу и начинает петь в местной опереточной труппе С.Я.Семенова-Самарского. Он получил сольную партию Стольника в опере Монюшко «Галька», заменив случайно заболевшего артиста. Постепенно Шаляпину стали поручать небольшие оперные партии, в том числе и Феррандо в «Трубадуре». После окончания сезона Шаляпин присоединился к странствующей украинской труппе Г.И.Деркача, с которой он гастролировал по городам России, Средней Азии и Кавказа. 

Странствования с ней привели его в Тифлис, который сыграл очень важную роль в жизни Фёдора Шаляпина. Здесь он познакомился с бывшим артистом Императорских театров, профессором Усатовым. Прослушав певца, Усатов сказал: «Оставайтесь учиться у меня. Денег за учебу я не возьму». Усатов не только «поставил» голос Шаляпину, но помогал ему материально. Он же устроил Шаляпина в тифлисскую оперу Людвигова-Форкатти и Любимова. Шаляпин прожил в Тифлисе год, исполняя в опере первые басовые партии. Именно в Тифлисе Шаляпин приобрел славу и признание, и из певца-самоучки превратился в профессионального артиста. В 1893 году он перебрался в Москву, а в 1894 году - в Санкт-Петербург, где пел в «Аркадии» в оперной труппе Лентовского. Зимой 1894-1895 годов Шаляпин выступал в оперном товариществе в Панаевском театре, в труппе Зазулина. В 1895 году Шаляпин был принят дирекцией Императорских театров в состав Санкт-Петербургской оперной труппы. На сцене Мариинского театра он с успехом пел партии Мефистофеля («Фауст» Ш. Гуно) и Руслана («Руслан и Людмила» М. И. Глинки.) В сезон 1895—1896 годах он «появлялся довольно редко и притом в мало подходящих для него партиях». Меценат С.И.Мамонтов, державший в то время оперный театр в Москве, заметив в Шаляпине выдающееся дарование, уговорил его перейти в свою труппу. Шаляпин пел в мамонтовской «Частной русской опере» в 1896-1899 годах, и за эти четыре сезона приобрёл громкую известность. Здесь он развился в художественном смысле и развернул свой сценический талант, исполнив ряд сольных партий.

 

 Портрет Федора Шаляпина работы Бориса Кустодиева. 1921 год.

Шаляпин в мамонтовской «Частной русской опере» создал ряд значительных образов в таких произведениях русских композиторов, как «Псковитянка» (Иван Грозный), «Садко» (Варяжский гость) и «Моцарте и Сальери» (Сальери) Н.А.Римского-Корсакова; «Русалка» (Мельник) А.С.Даргомыжского; «Жизнь за царя» (Иван Сусанин) М.И.Глинки; «Борис Годунов» (Борис Годунов) и «Хованщина» (Досифей) М.П.Мусоргского. В автобиографической книге ««Маска и Душа. Мои сорок лет на театрах» Шаляпин характеризует эти годы творческой жизни как важнейшие: «У Мамонтова я получил тот репертуар, который дал мне возможность разработать все основные черты моей артистической натуры, моего темперамента». В 1899 году Шаляпина пригласили в Большой театр, где он имел ошеломляющий успех. Сценическая жизнь певца превратилась в грандиозный триумф. Он стал всеобщим любимцем. Современники певца так оценивали его уникальный голос: в Москве есть три чуда – Царь-колокол, Царь-пушка и Царь-бас – Федор Шаляпин. В эти же годы певец получает европейскую известность. В 1901 году Шаляпин дал 10 представлений в миланском театре «Ла Скала»: его выступление в заглавной партии в опере А.Бойто «Мефистофель» было высоко оценено. После пребывания в Италии певца стали каждый год приглашать на гастроли за рубеж. Зарубежные турне были длительными, певец  зарабатывал при этом неплохие деньги. Причем зарабатывал не только для себя, но и для страны. Как говорили тогда, Шаляпин поет, страна богатеет. 

Во время Первой русской революции певец передавал часть своих гонораров бастующим рабочим. В 1907-1908 годах Шаляпин гастролировал в США и Аргентине. С 1914 года выступал в частных оперных антрепризах С.И.Зимина в Москве и А.Р.Аксарина в Петрограде. В 1915 году состоялся дебют Шаляпина в кино, он исполнил роль Ивана Грозного в исторической кинодраме «Царь Иван Васильевич Грозный» (по драме Льва Мея «Псковитянка»). В годы Первой мировой войны открыл на собственные средства два лазарета для раненых солдат, не оповещая общественность о своей благотворительности. Юрист М.Ф.Волькенштейн (он много лет вёл финансовые дела Шаляпина), вспоминал: «Если б только знали, сколько через мои руки прошло денег Шаляпина для помощи тем, кто в этом нуждался». Мировая война революции и гражданская война в России на долгих 6 лет «поставили крест» на зарубежных гастролях певца. В период с 1914 по 1920 годы Шаляпин не выезжал из России. В 1918 году Шаляпин стал художественным руководителем бывшего Мариинского театра и первым в России получает звание Народного артиста Республики. В 1922 году Шаляпин отправляется на гастроли в США. В Советский Союз певец больше не вернулся. На Родине, в свою очередь, приняли решение о лишении Шаляпина звания Народного артиста. Путь в Россию был окончательно отрезан. «Предложения о восстановлении Ф.И.Шаляпину посмертно звания Народного артиста Республики» рассматривались ЦК КПСС и Верховным Советом РСФСР в 1956 году, но не были приняты. Постановление 1927 года было отменено через 63 года после смерти певца. 10 июня 1991 года Совет Министров РСФСР принял Постановление № 317, предписывающее «Отменить постановление Совнаркома РСФСР от 24 августа 1927 года «О лишении Ф.И.Шаляпина звания «Народный артист» как необоснованное». В конце лета 1932 года Шаляпин снялся в кино, исполнив главную роль в фильме Георга Пабста «Приключения Дон Кихота» по одноименному роману Сервантеса.

Талант Шаляпина не ограничивался музыкальной и актёрской деятельностью. Шаляпин хорошо писал маслом, рисовал и лепил, проявлял большие литературные способности, демонстрируя в своих письменных произведениях большой и сметливый природный ум, незаурядное чувство юмора, цепкую наблюдательность. Шаляпин писал в своих воспоминаниях («Страницы из моей жизни»): «Трудна моя жизнь, но хороша! Минуты великого счастья переживал я благодаря искусству, страстно любимому мною. Любовь - это всегда счастье, что бы мы ни любили, но любовь к искусству - величайшее счастье нашей жизни». В 19351936 годах Ф.И.Шаляпин отправился в свои последние гастроли - на Дальний Восток. В Маньчжурии, Китае и Японии он дал 57 концертов. Весной 1937 года у Фёдора Ивановича Шаляпина был обнаружен лейкоз, 12 апреля 1938 года он скончался в Париже на руках жены. Был похоронен на парижском кладбище Батиньоль. На могильной плите сделана надпись: «Здесь покоится Фёдор Шаляпин, гениальный сын земли русской».В 1984 году его сын, Фёдор Фёдорович, разрешил перенесение праха певца из Франции в Россию. Это удалось благодаря барону Эдуарду Александровичу фон Фальц-Фейн, который уговорил его перенести прах в Россию. После смерти Фёдора Фёдоровича, барон выкупил фамильные реликвии Шаляпиных, которые остались в Риме, и подарил их Музею Шаляпина в Петербурге. Церемония перезахоронения состоялась на Новодевичьем кладбище в Москве 29 октября 1984 года. Два года спустя там был установлен надгробный памятник работы скульптора Алексея Елецкого и архитектора Юрия Воскресенского. За основу памятника скульптор взял картину Константина Коровина «Портрет Ф.И.Шаляпина». На книжном знаке тульского художника Владимира Чекарькова для библиотеки Эдуарда Гетманского изображён портрет Федора Шаляпина работы Бориса Кустодиева (1921). На знаке написано «Искусство вечно, как и сама жизнь» Ф.И.Шаляпин». Второй экслибрис выполнен рижским графиком А.И.Юпатовым для домашней библиотеки А.М.Цуранова.

   

                 

 

 

Эдуард Гетманский