«Каторга в цветах»

Гетманский Э. Д.

«Каторга в цветах»

 

Имя Татьяны Вечесловой - одной из знаменитых учениц А.Я.Вагановой ещё при жизни стало легендарным. Представительница театральной династии Вечесловых-Кузнецовых, прима-балерина Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова, легенда петербургской сцены Татьяна Михайловна Вечеслова родилась в семье военного, представителя древнего дворянского рода в 1910 году в Санкт-Петербурге. 

                                                                                             Татьяна Вечеслова в роли Эсмеральды

 

В Хореографическом училище Таня оказалась в одном классе с Галей Улановой и обрела подругу на всю жизнь. Они вместе занимались у М.Ф.Романовой, матери Улановой; вместе оказались в классе А.Я.Вагановой. Таня, импульсивная, озорная, с искрящимся темпераментом, но чуткая и отзывчивая, сумела вызвать доверие сдержанной, осторожной и, как могло показаться, холодноватой Гали. Их несходство исключало поводы для соперничества, их характеры притягивались друг к другу, как полюсы, их дружба рождала творческую гармонию. Уже во втором классе училища определилась судьба дуэта Уланова - Вечеслова, который потом назовут одним из лучших в советском балете - они «ползали» по сцене «божьими коровками» в балете «Капризы бабочки».

В 1928 году подруги были приняты в труппу Кировского театра. Сценическая карьера началась стремительно, через 7 дней после прихода в театр Вечеслова станцевала партию Гюльнары в балете «Корсар», заменив заболевшую балерину. Столь же стремительно росла известность. Каждый год знаменовался премьерой, которая становилась достоянием советского балета - «Красный мак» (1929), «Эсмеральда» (1930), «Болт» (1931), «Карнавал» (1931), «Пламя Парижа» (1932), «Бахчисарайский фонтан» (1934). Успех был ошеломляющим. В статьях и рецензиях, в каждом печатном слове на первый план вырывалось восхищение игрой Вечесловой. Дирижёр Евгений Мравинский говорил, что под её «пальцы» оркестр может играть без палочки. Когда в 1934 году был поставлен «Бахчисарайский фонтан», публика - и не только ленинградская – ходила специально смотреть на дуэт Улановой и Вечесловой, Марии и Заремы - воплощенной верности и испепеляющей страсти.

Татьяна Вечеслова была первой исполнительницей партий: Флорина («Утраченные иллюзии», 1936); Маниже («Сердце гор», 1938); Паскуале («Лауренсия», 1939); Татьяна («Татьяна», 1947). Вечеслова в совершенство владела техникой классического танца, поразительной легкостью бега на пальцах. Вечеслову называли «одной из самых интересных актрис среди советских балерин». Она была непременной участницей всех постановок новых балетов своего времени, поисков и экспериментов в балетах Лопухова, Захарова, Лавровского, Чабукиаии. Актриса широкого творческого диапазона, она создавала как глубоко трагические, так и комедийные образы. Она исполнила партии: драматические - Эсмеральда («Эсмеральда», 1930), Зарема («Бахчисарайский фонтан», 1934), Тао Хоа («Красный мак», 1949); комедийные - Кривляка («Золушка», 1946),  Нунэ («Гаянэ», 1942); лирические – Жизель («Жизель», 1942), Аврора («Спящая красавица», 1942), Одетта («Лебединое озеро, 1942), Золушка («Золушка», 1947); бравурно-виртуозные – Китри (Дон-Кихот, 1942). Т.М.Вечеслава была первой советской балериной, которая  с Вахтангом Чабукиани гастролировала за рубежом (США, 1934). Она создала образы, отмеченные изяществом, отточенностью танцевальной формы, артистическим дарованием. Ее называли лучшей Эсмеральдой мирового балета. 

 

От таких и погибали люди.
За такой Чингиз послал посла,
И такая на кровавом блюде
Голову Крестителя несла.

Это стихотворение Анна Ахматова посвятила в 1946 году Татьяне Вечесловой. Звезда ленинградского балета для Ахматовой была прежде всего личностью - яркой, харизматичной, притягательной, роковой. В 1953 году заслуженная артистка РСФСР, заслуженный деятель искусств РСФСР,  лауреат Сталинской премии,  выдающаяся балерина оставила сцену в расцвете таланта и все силы стала отдавать молодым солистам Кировского театра. Она вырастила немало звезд - Колпакова, Викулов, Макарова, Осипенко. Начитанная, образованная, Вечеслова говорила со своими учениками о живописи и литературе. Она сама писала хорошие стихи и дружила с известными литераторами и людьми театра. «Это Т.М.Вечесловой посвящено выражение Фаины Раневской - «каторга в цветах». В 1952-1954 годах Татьяна Вечеслова - художественный руководитель, в 1969-1970 годах - педагог Ленинградского хореографического училища, а в 1955-1969, 1970-71 педагог-репетитор Театра имени  Кирова в Ленинграде. Она снималась в роли Авроры в кинофильме братьев Васильевых «Спящая красавица» (1929/1930). В 1975 году В.Ефремовым на Лентелефильме был снят документальный фильм «Рассказывает Татьяна Вечеслова». В 2010 году режиссёром Г.Мшанской на ГТРК «Санкт-Петербург» был снят второй фильм о ней: «Татьяна Вечеслова. Я – балерина». Татьяны Михайловны Вечесловой не стало 11 июля 1991 года. Она нашла последнее пристанище недалеко от могилы Анны Ахматовой на знаменитом кладбище в Комарово. На надгробном камне высечены строки из стихотворения балерины:

 

Мне жизнь дала такое право -

Уметь мечтать, уметь творить.

Брать жизнь не нотой, а - октавой.

И коль любить, так уж любить.

 

                                                        

                                                  Остров С.А.                                                                                      Мистецкий А.С.

 

В коллекции  отечественного книжного знака есть два экслибриса для книг домашней библиотеки Татьяны Михайловны Вечесловой. Это графические миниатюры ленинградского графика С.А.Острова и киевского художника А.С.Мистецкого                                         

Эдуард Гетманский