Гетманский Э. Д.
«Музыка должна высекать огонь из души человеческой».
«Какая мощь и сила была дана
этому чародею - писать музыку и
не слышать её, умел слушать душой».
Игорь Северянин
Музыкальное творчество Людвига ван Бетховена (1770-1827) признается одной из вершин в истории мирового искусства. Композитор, дирижер, пианист, он стал ключевой фигурой в западной классической музыке в период между классицизмом и романтизмом. 20 октября 1920 года, в Москве, на квартире Е.П.Пешковой, В.И.Ленин, слушая сонаты Бетховена в исполнении Исая Добровейна. Об этом Максим Горький писал в очерке «Владимир Ильич Ленин»: Ничего не знаю лучше «Apassionata», готов слушать ее каждый день. Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть, наивной, детской, думаю: вот какие чудеса могут делать люди». Соната для фортепиано № 23 фа минор Людвига ван Бетховена, соч. 57, также известная как Аппассионата (Appassionato - воодушевлённо, страстно) - одна из самых известных его сонат. Композитор работал над ней в течение 1804-1806 годов. Впервые была опубликована в Вене в 1807 году. Это был тяжелый период в жизни Бетховена, когда он начал осознавать необратимость прогрессирующей глухоты.
Портрет кисти Йозефа Штилера, созданный весной 1820 года
На самом деле Ленин слушал в исполнении И.Добровейна Сонату opus 13 до минор - Pathetique (№ 8). Владимир Ильич Ленин шутливо называл И.Добровейна «чудесно-чудесно-вейн»). В своем очерке Максим Горький напутал. Позже выяснилось, что Ленин восхищался не «Аппассионатой», а «Патетической». Но когда это выяснилось, менять канонизированную сказку не стали. Это было известно кому надо. Но молчали. Впрочем, отношение Ленина к Бетховену его «Патетической» симфонии известно. «Десять, двадцать, сорок раз, - признавался Ленин, - могу слушать Sonate Pathetique Бетховена, и каждый раз она меня захватывает и восхищает все более и более». Неоднократно слушал Владимир Ильич «Патетическую сонату» Бетховена, которую по его просьбе играла Инесса Арманд. Известно восторженное отношение Владимира Ильича к «Эгмонту» Бетховена. Факт остаётся фактом, что музыка Бетховена занимала особое место в жизни В.И.Ленина. Величие, мощь, патетика, гражданственность, огромный мир внутренней жизни, грандиозность замыслов, беспредельная страстность, желание преобразовать мир, сделать его справедливым, сделать жизнь человека достойной - все эти мысли и чувства, волновали композитора. Судя по ленинским оценкам, они были ему близки и понятны.
С 1923 года Исай Добровейн жил за рубежом, руководил Филармоническим оркестром Осло (1928-1931), Будапештской оперой (1927-1928), Сан-Францисским (1931-1934) и Гётеборгским симфоническими оркестрами (1941-1953). Один из советских музыковедов будучи во Франции встретился с пианистом. Он принял его в своём доме, и на главный вопрос ответил: «Напутал что-то старик (Горький). Ничего этого не было. Никакой «Аппассионаты» не было. Ленин «Варшавянку» любил - вот это точно». Но на этом история с «Аппассионатой» не закончилась. В 1980-е годы к очередному дню рождения Ленина устроили телевизионную постановку на тему - «Ленин слушает «Аппассионату». Но там звучала соната Бетховена opus 27, № 2 cis-Moll (№ 14 - «Лунная»). Теперь уже не узнать, что говорил Ленин об «Аппассионате» Бетховена. Думаю, что, можно сказать, что для В.И.Ленина немецкий композитор, пианист и дирижёр, последний представитель «венской классической школы» Людвиг ван Бетховен был образцом борьбы, образом творца и настоящего человека. В истории все переплетается, музыка входит в историю и через исторических личностей. Интересный книжный знак «Лениниана Э.Д.Гетманского выполнила грузинская художница из Тбилиси Нина Канделаки. На этой графической миниатюре художница нарисовала портрет Людвига ван Бетховена на фоне нот его «Аппассионаты». Композицию экслибриса дополняет грузинский орнамент.
Эдуард Гетманский