Гетманский Э. Д.
«Он ведом рукой самого Господа»
Великий итальянский художник и изобретатель эпохи Возрождения известный своими шедеврами «Мона Лиза» и «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в маленькой деревне Анкиано, расположенной недалеко от городка Винчи. Он был незаконным сыном богатого нотариуса Пьеро да Винчио и красивой поселянки Катарин. Вскоре после этого события нотариус заключил брак с девушкой знатного происхождения. Детей у них не было, и Пьеро с женой взяли трехлетнего ребенка к себе. Нотариус Пьеро переехал во Флоренцию, где отдал сына в ученики известному тосканскому мастеру Андреа дель Верроккьо. Там, помимо живописи и скульптуры, будущий художник получил возможность изучить основы математики и механики, анатомию, работу с металлами и гипсом, способы выделки кож. Юноша жадно впитывал знания и позже широко использовал их в своей деятельности. В книге художника, архитектора, писателя эпохи Возрождения Джорджо Вазари «Жизнь Леонардо» есть краткая история о том, как Андреа дель Верроккьо привлек ученика к выполнению заказа «Крещение Христа». Леонардо так мастерски нарисовал ангела, что его учитель в досаде отбросил кисть и никогда больше не занимался живописью. Маленький, одетый в голубое ангел, по существу, известил Флоренцию о том, что появился новый гений. Из мастерской учителя вышли Боттичелли, Перуджино, Леонардо да Винчи и другие известные живописцы. Гильдия святого Луки присвоила юному Леонардо квалификацию мастера. По протекции главы Флорентийской республики в эпоху Возрождения, покровителя наук и искусств, поэта Лоренцо Медичи «Великолепный» приехал в Милан, где был зачислен в придворный штат сначала как инженер и только позже - как художник. К миланскому периоду относятся две важные работы - фреска «Тайная вечеря» для трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие и картина «Дама с горностаем». Это был портрет одной из красивейших и ученых дам Возрождения Чечилии Галлерани фаворитки Лодовико Сфорца по прозванию Иль Моро («Мавр»), герцога Миланского. С Леонардо ее связывали самые нежные отношения, но, по свидетельству современников их краткая связь осталась платонической. Подробности личной жизни художник предпочитал держать в глубокой тайне.
Леонардо начал работу над конной статуей лучшего полководца Италии Франческо Сфорца. Но работу пришлось оставить из-за вторжения французов в Милан. Художник отбыл во Флоренцию, где поступил на службу к герцогу Чезаре Борджиа и созданием самого прославленного полотна - «Джоконды». Мастер в 1506 году вернулся в Милан. Второй миланский период длился до 1512 года. Леонардо занимался изучением строения человеческого глаза, работал над памятником участнику Итальянских войн, маршалу Франции Джакомо Тривульцио и собственным автопортретом. В 1512 году художник переехал в Рим. Папой был избран Джовании Медичи - сын Лоренцо Великолепного, принявший сан под именем Льва X. Брат папы, герцог Джулиано Медичи высоко оценивал творчество Леонардо да Винчи. После его смерти мастер принял приглашение короля Франции Франциска I и отбыл во Францию в 1516 году. Франциск I оказался самым щедрым и благодарным патроном. Французский период был самым счастливым для Леонардо в его жизни. Король назначил своему инженеру годовую ренту в 1000 экю и подарил угодья с виноградниками, обеспечив тому спокойную старость. Жизнь маэстро оборвалась в 1519 году. По словам Вазари, да Винчи умер на руках короля Франциска I, своего близкого друга. Эта малодостоверная, но распространённая во Франции легенда, нашла отражение в полотнах многих других живописцев. Свои записи, инструменты и поместья он завещал ученикам. Судьба произведений Леонардо да Винчи была не простой. Два изображения Святой Девы работы Леонардо, «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта», написанные с интервалом в 10 лет, находятся в Государственном Эрмитаже. Рисунок «Витрувианский человек» изображающий мужчину «идеальных пропорций», хранится в коллекции Галереи Академии в Венеции. Фреска «Тайная вечеря», изображающая последнюю трапезу Христа, начала разрушаться еще при жизни автора. Франциск I желал перевезти стену монастырской трапезной во Францию для спасения шедевра.
«Джоконда» - самая обсуждаемая работа Леонардо. Главная загадка, кто позировал художнику? Называют множество имён в том числе и самого Леонардо да Винчи или его ученик Салаи, одетый в женский наряд. Домыслов много, копий картины еще больше, но бессмертная «Мона Лиза» продолжает покорять своей неповторимой улыбкой. Никакая другая улыбка не вызывала столько спекуляций, как «Мона Лиза». Молодая женщина, Лиза дель Джокондо (по одной из версий), которая была увековечена Леонардо да Винчи в начале XVI века имеет самую известную улыбку в мире. Дневники Леонардо написаны легким, живым языком и интересны для прочтения. Рукописи Леонардо да Винчи читают при помощи зеркала. У Леонардо было много друзей и учеников. Что же касается любовных отношений, достоверных сведений на этот счёт нет, поскольку Леонардо тщательно скрывал эту сторону своей жизни. Женат он не был, о романах с женщинами достоверных сведений нет. Леонардо был вегетарианцем. Людей, потребляющих животную пищу, называл «ходячими кладбищами». Его басни, притчи и афоризмы говорят о многогранности великого ума. Тайн в жизни титана Возрождения было предостаточно. Есть мнение, что маэстро разрабатывал для Чезаре Борджиа не имеющие вкуса и запаха яды и устройства прослушки из стеклянных трубочек. Среди его военных проектов - «закрытые повозки, безопасные и неприступные» (прообраз современных танков) и многозарядное огнестрельное орудие на вращающейся турели (прообраз пулемета). Его замысел сотворить летательный аппарат, подобный крыльям, казался абсурдным, что уж говорить о лыжах для хождения по воде или акваланге, чтобы передвигаться по дну. Стремление гения проникнуть в сферы, недоступные человеку, отпугивало людей, как признак то ли безумия, то ли безверия. Технические проекты Леонардо слишком опережали свое время, не внушая доверия современникам.
Среди всех рисунков Леонардо да Винчи высшим достижением художника может считаться исполненный в последние годы жизни туринский автопортрет. Это образ человека огромной внутренней мощи. Предположительно, художник написал его в 60-летнем возрасте. Вокруг работы до сих пор ведутся споры, в том числе о том, сам ли художник изображен на портрете. Некоторые эксперты считают, что данный автопортрет является эскизом к известной картине «Мона Лиза», так ли это доподлинно неизвестно. Рисунок этот всплыл из ниоткуда в 1845 году. С чего взяли, что на портрете именно Леонардо? Дело в том, что в то время была популярна идея, что Рафаэль изобразил Леонардо да Винчи в образе Платона на знаменитой фреске «Афинская Школа». Именно похожесть изображения старика с рисунка на образ Платона с фрески Рафаэля и послужила основанием для его идентификации как Леонардо. Туринский автопортрет Леонардо да Винчи лёг в основу композиции книжного знака для книг по искусству автора статьи. Современники называли его «универсальным человеком». Уже тогда было ясно, что всё сделанное им в духовной и общественной жизни эпохи уникально и необычно. В этом человеке соединились многие таланты и поразительные дарования. Он был не только великим художником, великим математиком, механиком и инженером, которому обязаны открытиями самые разнообразные отрасли наук. Он также был не менее выдающимся астрономом и космографом, геологом и ботаником, анатомом и лингвистом, лексикографом и поэтом, новеллистом и писателем-реалистом, дальновидным мыслителем, вносившим гуманистические критерии во всё, что составляло пространство его творчества.
В основание его мировой славы положены наука и искусство. В глазах художника наука и искусство были лишь разными сторонами единого процесса творчества. Одно помогало другому: искусство не могло достигнуть совершенства без науки, в науке должно было присутствовать дыхание искусства. Мысль учёного, соединённая с высочайшим духовным потенциалом личности, рождала гениальные идеи, создавала бесценные художественные произведения, делала неожиданные и блестящие открытия. Джорджо Вазари писал» «Величайшие достоинства, которыми когда-либо обладал человек, как ниспосланные свыше, так и врожденные, - или нет, все же сверхъестественные, чудесным образом соединившиеся в одном человеке: красота, грация, талант - были таковы, что, к чему бы этот человек, столь счастливо одаренный, ни обращался, любое его действие было божественно; он всегда оставлял всех других людей позади, и это воочию доказывало, что он ведом рукой самого Господа».
Эдуард Гетманский