«Характер - это и есть судьба»

Гетманский Э. Д.

«Характер - это и есть судьба»

О Майе Плисецкой говорить и писать можно бесконечно - так многогранен её гений. Она создала свою неповторимую манеру балета, чем снискала мировую славу. Будущая звезда балета появилась на свет в 1925 году в семье известного советского хозяйственного деятеля Михаила Эммануиловича Плисецкого и актрисы немого кино Рахили Михайловны Мессерер. У супругов подрастали трое детей, Майя была старшей. В 7 лет Майю отдали в Московское хореографическое училище. В 1932-1934 годах вместе с родителями она жила на архипелаге Шпицберген в Северном Ледовитом океане, где ее отец работал генеральным консулом СССР  и начальником советских угольных рудников. Потом наступили страшные годы. Её отца арестовали весной 1937 года, а уже в начале следующего года расстреляли. Мать спустя три месяца забрали прямо со спектакля в Большом театре, где танцевала ее младшая сестра Суламифь Мессерер. Её  отправили в Бутырскую тюрьму, затем Рахиль вместе с грудным сыном оказалась в печально известном Акмолинском лагере жен изменников Родины (АЛЖИР). Суламифь после ареста сестры удочерила Майю, чтобы девочку не отправили в детский дом. В Москву Рахиль вернулась лишь в 1941 году, за два месяца до начала войны. С сентября 1941 года по сентябрь 1942 года Майя с семьёй находилась в эвакуации в Свердловске. В городе не было возможности для постоянных занятий балетом, однако первое выступление с номером «Умирающий лебедь» (хореография Михаила Фокина в редакции Суламифь Мессерер) состоялось именно здесь. Тётя старалась сделать номер таким, чтобы Майя показала свои лучшие технические стороны, чтобы была видна красота и пластичность её рук; она же придумала выход балерины спиной к публике. «Умирающий лебедь» стал впоследствии визитной карточкой балерины. Красота ее движений буквально гипнотизировала зрителей. А вдохновляться, чтобы исполнить эту партию, Майя отправлялась... в Московский зоопарк.

Она писала: «Несколько раз ездила туда с единственной целью - подглядеть лебединую пластику, форму движения крыльев, посадку головы на изгибе шеи, В 1943 году по окончании Московского хореографического училища, где Плисецкая обучалась у Елизаветы Гердт в прошлом балерины, танцевавшей в Мариинском театре на одной сцене с Матильдой Кшесинской и Идой Рубинштейн, была принята в труппу Большого театра. Вскоре перешла на сольные партии и утвердилась в статусе прима-балерины. В балетном училище ее звали «рыжей вороной», а на сцене - «королевой лебедей». Случилось невозможное, дочь «изменника Родины» танцевала в главном театре страны. Шаг за шагом Майя шла к званию самой яркой звезды советского балета и к мировой славе. Ее восхваляли и награждали, но при этом власть мешала ей выступать там, где она хотела: в 1950-е Плисецкая была не выездной. Позже балерина узнала, что в КГБ рассматривали ее дело по обвинению в контрреволюционной деятельности и работе на британскую разведку. В конце 1960-х годов Плисецкая появилась на сцене Большого театра в образе Кармен в слишком коротком и откровенном по тем временам платье, что вызвало нарекания министра культуры Екатерины Фурцевой. «Прикройте, Майя, голые ляжки! Вы - предательница балета, - отчеканила после премьеры «Кармен-сюиты» в 1967 году министр культуры Екатерина Фурцева. - Ваша Кармен умрет!». «Кармен будет жить, пока жива я, - не задумываясь о последствиях, ответила Плисецкая Екатерине Третьей (так в народе называли Екатерину Алексеевну).

Майя Плисецкая с детства славилась острым как бритва языком. Могла отбрить так, что мало не казалось. Доставалось многим. Министр культуры СССР исключением не стала. Майя Михайловна Плисецкая была самой гламурной балериной страны. Ее наряды обсуждали с не меньшим интересом, чем ее легендарные роли. Со своих гастролей она привозила костюмы, о которых в советское время никто не мог и мечтать. Наряды для нее создавали легендарные Пьер Карден и Ив Сен-Лоран. С Пьером Карденом у Майи Михайловны сложились особые отношения - она была музой дизайнера, а он на протяжении 30 лет создавал для нее костюмы и наряды. Майя Плисецкая с большим успехом выступала в Англии (1950, 1963), США (1959, 1962), Франции (1961, 1964), Италии (1964) и других странах. В 1966 году подписала письмо 25 деятелей культуры и науки против реабилитации Иосифа Сталина. Специально для балерины были поставлены балет «Кармен-сюита» (1967), миниатюры «Прелюдия» (1967) и «Гибель розы» (1973), танцевальный спектакль «Безумная из Шайо» (1992, Париж).  Майя Плисецкая много снималась в кино и на телевидении. Ее можно увидеть в кинофильме-концерте «Мастера русского балета» (1953), кинофильмах-балетах «Лебединое озеро» (1957), «Сказка о Коньке-Горбунке» (1961), «Анна Каренина» (1975), в кинофильме-опере «Хованщина» (1959), в кино- и телеэкранизациях «Кармен» (1969, 1978), а также телеэкранизациях балетов «Болеро» и «Айседора» («Поэзия танца», 1977), «Чайка» (1982), «Дама с собачкой» (1986). Снималась и как драматическая актриса: «Анна Каренина» Александра Зархи (1968, роль княгини Бетси Тверской), «Чайковский» Игоря Таланкина (1970, роль певицы Дезире), телевизионный фильм «Фантазия» Анатолия Эфроса по повести Ивана Тургенева, «Вешние воды» (1976, роль Полозовой), «Зодиак» Ионаса Вайткуса (1985, роль музы художника Микалоюса Чюрлениса).

Плисецкая плодотворно сотрудничала с Морисом Бежаром, поставившим для неё балеты «Айседора» (1976), «Леда» (1978),  «Болеро» (1978), «Курозука» (1995) и номер «Ave Maya» (1995).  Майя Михайловна пробовала себя в жанре фламенко, участвуя в постановках хореографа Хосе Гранеро «Астурия» (1991) и «Мария Стюарт».  Выступала в качестве балетмейстера, поставив в Большом театре такие балеты Родиона Щедрина, как «Анна Каренина» (1972), «Чайка» (1980) и «Дама с собачкой» (1985), исполнив в них главные женские партии.

 

В 1980-х годах Майя Плисецкая много времени проводила за границей, где работала художественным руководителем Римского театра оперы и балета (1983-1984), а затем - Испанского национального балета в Мадриде (1988-1990). В 1987 году в Нью-Йорке вместе с Рудольфом Нуриевым и Михаилом Барышниковым участвовала в гала-концерте в честь Марты Грэм. Майя Михайловна писала: «А что и впрямь человеку надо? Про других не знаю. А про себя скажу. Не хочу быть рабыней. Не хочу, чтобы неведомые мне люди судьбу мою решали. Ошейника не хочу на шее. Клетки, пусть даже платиновой, не хочу». В 1990 году Юрий Григорович уволил её из Большого театра вместе с Екатериной Максимовой, Владимиром Васильевым и некоторыми другими артистами, что вызвало значительный общественный резонанс. По мнению Майи Плисецкой: «Люди не делятся на классы, расы, государственные системы. Люди делятся на плохих и хороших. Только так. Хорошие всегда исключение, подарок Неба». В августе 1994 года в Санкт-Петербурге на сцене Александринского театра состоялся Первый Международный балетный конкурс «Майя», где Майя Плисецкая была председателем жюри и сама формировала его состав. Более полувека Майя Плисецкая прожила в браке с композитором Родионом Щедриным.

Их познакомила Лилия Брик, муза и возлюбленная поэта Владимира Маяковского, которая, по словам Плисецкой, любила сводить людей: «Как-то раз она попросила меня напеть на магнитофон партию из «Золотого петушка» - а потом дала прослушать запись Родиону. У него пробудился интерес ко мне…». Позже Щедрин собрался писать музыку для балета с участием Плисецкой и пришел к ней на репетицию. Балерина вспоминала, что встретила его в обтягивающем черном эластичном трико, которое подчеркнуло все ее достоинства, чем окончательно покорила композитора. «Старикашка Фрейд победил», - метко заметила балерина. Композитор в тот же вечер пригласил ее кататься по Москве. Щедрин посвятил жене много балетов, в числе которых «Анна Каренина», «Чайка» и «Дама с собачкой». Сама Плисецкая, покинувшая сцену в 65  лет, говорила, что муж продлил ее сценическую карьеру на 25 лет. И главной удачей в своей жизни называла не головокружительную карьеру, а то, что у нее «прекрасный муж». Поэт Андрей Вознесенский был очарован Майей Плисецкой. Он писал о ней: «В её имени слышится плеск аплодисментов. Она рифмуется с плакучими лиственницами, с персидской сиренью, Елисейскими полями, с Пришествием. Есть полюса географические, температурные, магнитные. Плисецкая - полюс магии». Майя Михайловна всё, что хотела сказать, сказала. Всех, кого хотела, обласкала, всех, кто напрашивался на позорный столб, пригвоздила. Она всегда говорила что думала, наотмашь. И не принимала обид. «Характер – это и есть судьба», - эта фраза, которую Плисецкой сказала легендарная Коко Шанель, стала жизненным кредо балерины. Майя Михайловна Плисецкая скончалась 2 мая 2015 года в Мюнхене на 90-м году жизни от обширного инфаркта миокарда. Согласно завещанию, прах балерины будет соединён воедино с прахом Родиона Щедрина после его смерти и развеян над Россией. Для домашней библиотеки Майи Михайловны Плисецкой отечественные графики выполнили ряд  книжных знаков. Так киевский график Константин Козловский  в 1964 году в гравюре на дереве (ксилография) выполнил экслибрис, на котором изобразил великую балерину в номере «Умирающий лебедь» на фоне глади  озера  по которому плывут лебеди.

Этой же теме посвящена графическая миниатюра новороссийского художника Фёдора Молибоженко. Образ Майи Плисецкой в основе композиции книжного знака «Из книг по балету Э.Д.Г.». На нём написано «Народная артистка СССР Майя Плисецкая и перечислены роли в балетах в которых она танцевала - Раймонда, Одетта-Одилия, Аврора, Мирта, Китри, Зарема, царь-девица, Эгина, Лауренсия, Айседора,Чайка, Нина,  Хозйка медной горы, Нина Заречная, Анна Каренина, Полозова.

 

                                                                     

                                                        Ф.Молибоженко                                                                В.Чекарьков

 

К.Козловский

 

Майя Плисецкая считала, что «В искусстве не важно «что». Самое важное - «как». Нужно, чтобы дошло до каждого, чтобы душу трогало, - тогда это настоящее, иначе никак». 

Эдуард Гетманский