«Я - выкидыш Станиславского»

Гетманский Э. Д.

«Я - выкидыш Станиславского»

«Я никогда не была идеальной,
начиная от внешности и заканчивая
характером, но, зато, я всегда была собой»

Фаина Раневская

 

Фаина Георгиевна Фельдман (Раневская - псевдоним, который она взяла от героини чеховского «Вишневого сада» Любови Раневской) родилась в богатой семье 15 (27) августа 1896 года в Таганроге. Папа имел фабрику сухих красок, дома, магазин и пароход «Святой Николай», а мама была домохозяйкой, воспитывала пятерых детей. Желание посвятить себя сцене укрепилось в девочке после двух произведений, ее потрясших, - это немой фильм шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта» и спектакль «Вишневый сад» Антона Чехова в Московском Художественном театре. Цель жизни определилась раз и навсегда. Подростком Фаина начала ходить в Таганрогский театр на все спектакли. Больше всего любила Павлу Вульф, которая прославилась на всю Российскую империю ролями Лизы в «Дворянском гнезде» Тургенева, Нины в «Чайке» и Саши в «Иванове» Чехова. Она стала её преподавателем. В 1915 году  Фаина Фельдман против воли отца уехала в Москву. Жила в комнатке на Большой Никитской. Главным в ее жизни был театр. Молодость она провела, скитаясь по провинциальным сценам, потом служила в Камерном театре, Театре Красной армии, Театре имени Пушкина и, наконец, в Театре имени Моссовета.  На этот счёт Фаина Раневская шутила «Я жила со многими театрами, но так и не получила удовольствия». Судьба преподнесла Фаине Раневской чудесный подарок - дружбу с людьми, каждый из которых являлся гением в своей сфере деятельности. Это актёры Павла Вульф и Василий Качалов, поэтессы Марина Цветаева и Анна Ахматова, театральный режиссер Александр Таиров, кинорежиссер Яков Сегель, поэты Осип Мандельштам и Владимир Маяковский - всех просто не перечислить. Их привлекало её искрометное остроумие, которому нельзя научиться - с ним нужно родиться. 

В 1931 году Раневскую зачислили в труппу московского Камерного театра, где вскоре состоялся ее дебют в спектакле «Патетическая соната». Актрисе досталась роль проститутки Зинки. Раневская была так убедительна и реалистична в этом образе, что зрители были в полном восторге от ее таланта. Почти четверть века Фаина Георгиевна играла в театре имени Моссовета, на сцене которого исполнила свои самые прославленные театральные роли - миссис Сэвидж («Странная миссис Сэвидж») и Люси Купер («Дальше - тишина»). Когда актрисе было 38 лет, ей поступило предложение от начинающего кинорежиссера Михаила Ромма. Раневская сыграла небольшую комедийную роль госпожи Луазо, жены виноторговца. Как известно, к кинематографу Раневская относилась снисходительно. Но именно это «несерьезное» искусство принесло актрисе известность и успех. «Деньги я проем, а стыд останется», - так мотивировала свой отказ сниматься в чем-то легковесном Фаина Раневская. Комедия «Подкидыш» принесла ей славу - благодаря случайно брошенной фразе. Она играла Лялю - властную женщину, которая не даёт и шагу ступить супругу-подкаблучнику по прозвищу Муля. Однажды на съемочной площадке, рассердившись на коллегу, она воскликнула: «Муля, не нервируй меня!». Высказывание закрепилось за ней, как прозвище. Фраза «Муля, не нервируй меня!» всю оставшуюся жизнь преследовала Раневскую. Так кричали мальчишки при виде её на улицах, эту фразу первой вспоминали при знакомстве с ней. Трагический дар всесоюзной Мули в полной мере не был задействован. Она никогда не училась у Станиславского, но, как показала жизнь, всегда оставалась верна его завету любить искусство в себе, а не себя в искусстве. О себе говорила в шутку, что она «выкидыш Станиславского».

Поразительный факт - Раневской практически никогда не давали главных ролей, но второстепенных персонажей она изображала так живо и ярко, что часто затмевала центральных героев своим шармом. Ее острые, насмешливые комментарии стали афоризмами.  Она сыграла в кинофильмах -  «Пышка» (супруга Луазо, 1934);  «Дума про казака Голоту» (попадья, 1937);  «Подкидыш» (Ляля, 1939); «Мечта» (Роза, 1941); «Новые похождения Швейка» (Адель, 1943);  «Свадьба» (Настасья, 1944); «Небесный тихоход» (профессор, 1945); «Весна» (Маргарита, 1947); «Золушка» (мачеха, 1947); «У них есть Родина» (фрау Вурст, 1949); «Девушка с гитарой» (Зоя, 1959); «Осторожно, бабушка!» (Елена, 1960); «Лёгкая жизнь» (Марго, 1964); «Сегодня новый аттракцион» (Ада, 1966). Раневская переживала трагическую смерть Соломона Михоэлса, их связывала искренняя дружба. Фаину Раневскую именовали «одной из величайших русских актрис XX века» и «королевой второго плана». Один из биографов Фаины Раневской Матвей Гейзер писал: «Самое парадоксальное в актерской судьбе Раневской - то, что она сыграла в театре и кино десятки таких ролей, о которых писатель-юморист Эмиль Кроткий заметил: «Имя его не сходило с афиши, где он неизменно фигурировал в числе «и др.» Работать с ней было сложно. Это была добрая, широкой души женщина, но очень острая на язык. Её побаивались и старались не вступать в перепалки. Писатель Алексей Николаевич Толстой называл её характер терпким, потому что «он впивается, как запах скипидара». В 1961 году Раневской было присвоено звание Народной артистки СССР. Актриса - трижды лауреат Сталинской премии СССР.  Фаина Раневская, отдававшая любимому делу все силы, выходила на театральную сцену до 1983 года.

Последний свой спектакль гениальная актриса сыграла в 86 лет. Постоянные болезни, сопровождавшиеся сильными болями, вынудили Фаину Георгиевну объявить публике и руководству театра, что она уже не может больше «симулировать здоровье». До последних дней жизни она оставалась доброй, остроумной, мудрой, и по-прежнему эксцентричной. Незадолго до гибели она написала: Когда умру, похороните меня и на памятнике напишите: «Умерла от отвращения, её воля была выполнена. Умерла Фаина Георгиевна  Раневская 19 июля 1984 года.  Местом упокоения великой актрисы стало Новое Донское кладбище. Об этой удивительной женщине сняты десятки документальных фильмов, написано множество биографических книг. В 1984 году, спустя несколько месяцев после ее кончины, появились мемориальные доски. Их установили на стенах театров, где ей довелось играть: театре Моссовета, в Симферополе и Тюмени, Крымском театре. В 2008 году на малой родине актрисы установили памятник. Раневская изображена в образе из фильма «Подкидыш». Здание рядом - дом, в котором родилась Фаина Фельдман. А летом 2019 года в Приморском районе Петербурга, в одном из скверов по проспекту Сизова, появилась скульптура незабываемой Ляли из кинокомедии «Подкидыш» - одного из самых известных персонажей актрисы. На ней увековечена её знаменитая цитата: «Все сбудется, стоит только расхотеть…». Автор этой работы - скульптор Семен Жохов. В 1992 году издатели британской энциклопедии Who is who («Кто есть, кто») включили Фаину Раневскую в ТОП-10 выдающихся актрис ХХ века. В современном общественном сознании Фаину Георгиевну Раневскую чаще всего связывают со множеством её собственных афоризмов, большинство из которых стали «крылатыми».

Она всегда говорила не в бровь, а в глаз. Ко всему прочему, у неё было прекрасное чувство юмора. Фаина Георгиевна была не только великой артисткой, гениальной и непревзойденной острословкой, театралкой и просто сильной женщиной, а также тонким троллем.  Королева сарказма Фаина Раневская была великолепной комедийной актрисой, причем она не просто играла комедию. Она жила этим, хотя жизнь ее больше напоминала трагикомедию, а не легкий водевиль. Из сотни-другой афоризмов, разбросанных Раневской по пути - когда ненароком, когда сгоряча отметим некоторые из них:

* Настоящий мужчина - это мужчина, который точно помнит день рождения женщины и никогда не знает, сколько ей лет.

* Вы знаете, что такое сниматься в кино? Представьте, что вы моетесь в бане, а туда приводят экскурсию.

* Здоровье - это когда у вас каждый день болит в другом месте.

* Если женщина говорит мужчине, что он самый умный, значит, она понимает, что второго такого дурака она не найдет.

* Одиночество - это когда в доме есть телефон, а звонит будильник.

* Сняться в плохом фильме - все равно что плюнуть в вечность!

* Встречается такая любовь, что лучше ее сразу заменить расстрелом.

* Если больной очень хочет жить, врачи бессильны.

* Склероз нельзя вылечить, но о нем можно забыть.

* Многие жалуются на свою внешность, и никто - на мозги.

* Я не умею выражать сильных чувств, хотя могу сильно выражаться.

* Оптимизм - это недостаток информации.

* Стареть скучно, но это единственный способ жить долго.

* Нет толстых женщин, есть маленькая одежда.

* Жизнь - это небольшая прогулка перед вечным сном.

Трудно сказать был ли у Фаины Раневской экслибрис, но книжных знаков, ей посвящённых было предостаточно. Так на книжном знаке бакинского коллекционера Григория Кизеля художник из Ташкента Евгений Владимиров нарисовал портрет Фаины Георгиевны Раневской на фоне театрального занавеса, киноплёнки и  цветов. Эта графическая миниатюра часто экспонировалась на экслибрисных вернисажах.


                                  

Эдуард Гетманский