Уважаемые читатели!
Приглашаем Вас посетить выставку "История Отечества в русской литературе и русской живописи".
Указом Президента РФ № 49 от 9.01.2012 г. 2012 год объявлен Годом российской истории. Поводом послужили юбилейные даты - 1150-летие зарождения российской государственности, 770-летие победы князя Александра Невского на Чудском озере над крестоносцами, 400-летие изгнания польских интервентов из Москвы ополчением под руководством Минина и Пожарского, 200-летие Отечественной войны 1812 года, Бородинской битвы.
Становление и развитие российской государственности насчитывают много веков. Начало этому процессу было положено в Древнерусском государстве и продолжается до сих пор.
На выставке представлены произведения русских поэтов, писателей, художников, которые воспевали в своих творениях героев, вписавших славную страницу в историю становления Российского государства.
Выставка включает разделы:
- Летопись рассказывает
- "Светлое солнце Руси": Александр Невский
- Гражданин Минин и князь Пожарский
- Набат 1812 года
О, родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя?..В.А.Жуковский
"В год 6370 (862 по современному летоисчислению). …И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были словене…"
"Повесть временных лет" (в переводе Д.С.Лихачёва)
- Васильев, Б. Вещий Олег / Б.Васильев. - М.: Вагриус, 2006. - 406 с.
О смерти Вещего Олега все знают с детства. А что мы знаем о его жизни? В романе Б.Васильева раскрывается личность русского князя Олега, прозванного в народе за мудрость Вещим. Олег показан как умный и прозорливый вождь, намного опередивший своё время, имевший много друзей и врагов и переживший трагическую любовь. Много места уделяется личностям первого русского князя - Рюрика, его воспитанника Сигурда и др. В романе присутствует закрученный сюжет, тайны и интриги, битвы и походы, а также интереснейшие детали жизни и быта древних славян. - Васильев, Б. Князь Святослав / Б.Васильев. - М.: Вагриус, 2006. - 256 с.
В романе рассказывается о великом русском князе Святославе. Сын княгини Ольги и князя Игоря вошёл в историю России как отважный воин, победитель хазар, успешно воевавший с Византией и присоединивший к Великому Киевскому княжеству множество земель
Перед читателем проходит вся жизнь Святослава от рождения до смерти от рук печенегов. Автор книги не ограничивается описанием воинских подвигов Святослава. Его герой - сложная и трагическая личность, испытавшая нелюбовь матери, перенесшая трагическую любовь и предательство друзей. Мучительные раздумья о судьбе родной земли не покидали князя вплоть до трагической гибели. - Васильев, Б. Ольга, королева руссов / Б.Васильев. - М.: Вагриус, 2006. - 304 с.
Книга рассказывает о жизни княгини Ольги. Ольга, дочь Олега, после гибели супруга, великого князя Игоря, стала правительницей при малолетнем сыне Святославе. В историю она вошла как первая княгиня, принявшая христианство.
В романе Ольга показана как сильная, волевая женщина, сумевшая отомстить древлянам за смерть мужа и твёрдой рукой править Киевской Русью до достижения её сыном Святославом совершеннолетия. Б.Васильев уделяет много места психологии героев, раскрывает непростые отношения Ольги с её супругом, князем Игорем, и воеводой Свенельдом. На глазах читателей реальные исторические персонажи, знакомые по учебникам истории, обретают плоть и кровь, говорят живыми голосами и решают вечные человеческие проблемы. - Васнецов, В.М. Песни о вещем Олеге. 1899 [Изоматериал] / В.М.Васнецов // Виктор Михайлович Васнецов: Письма. Дневники. Воспоминания. - М., 1987. - С.28. вклейки (ил. № 47).
"Встреча Олега с кудесником" - акварель Виктора Васнецова. Написана в 1899 году в рамках цикла иллюстраций к "Песни о вещем Олеге" А.С.Пушкина для академического издания к столетию со дня рождения поэта в 1899 году. В оформлении поэмы Васнецов заимствовал мотивы древнерусских традиций оформления древнерусских летописных книг, богато изукрашенных орнаментами и миниатюрами. Помимо собственно иллюстраций, Васнецов разработал буквицы, композиции, заставки.
В песне о вещем Олеге Васнецoв выступил продолжателем древнерусских традиций оформления книг, восприняв у средневековых мастеров не только стилистику, но и суть их подхода к конструкции книги в целом.
Цикл "Песнь о вещем Олеге" Васнецова оказал значительное влияние на развитие русской книжной иллюстрации, в частности на Ивана Билибина и художников объединения "Мир искусства". - Добров, Ф.В. Владимир Красное Солнышко: Исторический роман; Жития Святого Равноапостольного Великого князя Владимира / Ф.Добров. - М.: Современник, 1994. - 335 с. - (История России в романах для детей).
Ф.Добров - псевдоним Франца Викентьевича Домбровского(1806-1866), писателя, переводчика.
В романе "Владимир Красное Солнышко, или 900 лет назад" отражена картина жизненного уклада Киевской Руси во второй половине X века.
В центре повествования стоит фигура князя Новгородского, а затем Киевского Владимира - младшего сына Святослава. Рассказано о жизни, ратных и государственных делах Владимира, крещении князя и начале распространения христианства на Руси. Показаны особенности его характера и мировоззрения. В конце книги приведено Житие Святого Равноапостольного Великого князя Владимира, а также статья Н.И.Костомарова "Князь Владимир Святой". Книга снабжена иллюстрациями. - Иванов, В.Д. Повести древних лет: Хроники IX века в четырёх книгах одиннадцати частях / В.Иванов. - Л.: Лениздат, 1985. - 448 с.: ил.
Произведение известного советского писателя рассказывает о начальном периоде истории древней Руси. Писатель раскрывает взаимоотношения славян с их соседями - викингами-норманнами, повествует о борьбе Новгородской земли против норманнского нашествия. Повествование охватывает самые различные пласты жизни древних славян. В.Иванов описывает не только воинские подвиги, но и подробно анализирует жизненный уклад, быт, традиции и обычаи наших предков, живших в XI веке.
В центре повествования - простые славяне, люди, любящие свою землю и готовые её защищать с оружием в руках до конца. Медленное, неспешное повествование помогает раскрыть психологию героев, полностью погрузиться в эпоху начала Древней Руси. - Крещение Руси. 1885-1896. Подготовительная композиция росписи Владимирского собора в Киеве / В.Васнецов. - Москва. Гос. Третьяковская галерея // Виктор Васнецов. - М., 2000. - С.27.
"Крещение Руси" - фреска В.М.Васнецова над входом на хоры во Владимирском соборе в Киеве, созданная в 1895-1896 гг. Работе над фреской предшествовала одноимённая картина 1890 года, хранящаяся в настоящее время в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
"Крещение Руси" стало одной из центральных композиций Свято-Владимирского собора, в основу программы отделки которого "было положено осмысление религиозной истории России и её включённости в мировую культуру и историю. Образ князя Владимира Святославовича встречается в трёх работах Васнецова в соборе - во фресках "Крещение святого князя Владимира" и "Крещение Руси", а также в его иконописном образе.
На фреске В.М.Васнецов показал момент крещения киевлян князем Владимиром Святославичем в водах Днепра. В центре фрески - образ Владимира, наделённый ярко выраженными индивидуализированными чертами.
На данной фреске при всей её торжественности и пафосности, соответствующей значимости момента, который определил дальнейшее развитие России, образ Владимира Святославовича наделён ярко выраженными индивидуализированными чертами - Лосенко, А.П. Владимир перед Рогнедой. 1770 [Изоматериал] / А.П.Лосенко. - Масло, холст. Ленинград. Гос. Русский музей // Даниэль, С. От иконы до авангарда / С.Даниэль. - СПб., 2000. - С.72-73.
"Владимир перед Рогнедой" (1770) - первая картина в русском искусстве, созданная на национально-историческую тему. Согласно древней летописи, новгородский князь Владимир просил руки дочери полоцкого князя Рогвольда, но, получив отказ, напал на Полоцк, убил отца и братьев Рогнеды и силой взял ее в жены. В картине представлен кульминационный момент, когда Владимир вторгся в покои Рогнеды. Однако Лосенко изобразил Владимира не вероломным завоевателем, а человеком, раскаявшимся в своих поступках, - в этом выразились высокие идеалы нравственности и гуманизма века Просвещения. Новым было и содержание: национальное прошлое становилось сюжетом исторической картины, приравниваясь к общепринятым античным и библейским сюжетам по статусу иерархии жанра.
Картина хранится Государственном Русском музее (Санкт-Петербург). - Лосенко, А.П. Владимир и Рогнеда. 1770 [Изоматериал] / А.П. Лосенко. - Холст, масло // Гос. Русский музей. Ленинград. - М., 1987. - С.59.
- Лосенко, А.П. Владимир и Рогнеда. 1770 [Изоматериал] / А.П. Лосенко. - Холст, масло // Гос. Русский музей. Ленинград. - Л., 1991. - С.80.
- Осетров, Е. Аз - свет миру: Повесть в новеллах о Руст изустной, письменной и печатной / Е.Осетров: худож. Г.Ордынский. - М.: Дет. лит. - 1989. - 303 с.: ил.
Книга состоит из небольших рассказов по истории Древней Руси. Каждый рассказ посвящён одной стороне жизни славян: происхождение, язык, появление письменности, предание о появлении Киева, внешнеполитическое положение Руси, её отношения с соседями, принятие христианства, походы первых князей и методы ведения войны.
Особое внимание уделено древнерусским письменным памятникам, таким как: "Остромирово Евангелие", "Повесть временных лет", "Моление Даниила Заточника",
"Поучение Владимира Мономаха", "Слово о полку Игореве", "Житие Стефана Пермского", "Житие Сергия", "Повесть о взятии Царьграда" и др. Подробно рассказано о создателях памятников древнерусской литературы, истории их возникновения, анализируются язык и образы произведений.
Также говорится о значимых для русской литературы событиях - появления азбуки и начале книгопечатания, о первых печатных книгах. Книга оформлена миниатюрами одной из лучших рукописных книг русского средневековья - "Житие Сергия Радонежского". - Повесть временных лет / За землю русскую: Памятники литературы Древней Руси XI-XV веков. - М.: 1981. - С.26-77.
В сборник собраны произведения древнерусской литературы XI-XV веков, рассказывающие о многовековой борьбе русского народа за свободу и независимость, о воинских подвигах наших далёких предков от начала Русской земли до освобождения от татаро-монгольского ига и создания централизованного Русского государства.
Здесь представлены и такие общепризнанные шедевры древнерусской литературы, как "Повесть временных лет", "Поучение Владимира Мономаха", "Слово о полку Игореве", "Повесть о разорении Рязани Батыем", "Задонщина", "Сказание о Мамаевом побоище" и некоторые менее известные читателю произведения. К произведениям на древнерусском языке даётся перевод на современный русский язык. Книга снабжена красочными иллюстрациями. - Рассказы начальной русской летописи: Книга для внеклассного чтения в 6-10 класах / Пер. Т.Н.Михельсона: Науч. ред. Д.С.Лихачёв: Худож. С.Н.Якубовский. - М.: Русское слово, 2001. - 217 с.: ил., фото: - (Кладезь знаний).
В этой книге представлены рассказы "Начальной русской летописи" - так принято называть "Повесть временных лет", составленную в начале XII века Нестором - монахом Киево-Печерского монастыря. Это первое дошедшее до нас произведение по истории Древней Руси. "Начальная русская летопись" рассказывает о происхождении русского государства, о начальном периоде его истории и о первых государственных деятелях. "Повесть временных лет" - древнейшее сочинение по русской истории, это целая энциклопедия жизни нашего государства IX-XI веков.
Книга состоит из двух разделов: летописи и пояснения. В первом разделе даны отрывки из летописей в переводе с древнерусского, а во втором разделе в доступной форме даны исторические пояснения к летописям. - Рерих, Н. Заморские гости. 1902 [Изоматериал] / Н.Рерих. - Масло. Москва. Гос. Третьяковская галерея // Полякова Е.И. Николай Рерих / Е.И.Полякова. - М., 1973. - С.7. вклейки (ил. № 8).
Картина "Заморские гости" была написана В.Васнецовым в 1902 году. Входит в цикл картин "Начало Руси. Славяне". В основе сюжета картины - приезд на Русь северных соседей - норманнов.
Авторский подзаголовок "Народная живопись" подтверждает использование Рерихом мотивов и красок народной живописи. Картина наполнена элементами, которыми изобилуют работы древнерусских иконописцев и мастеров прикладного искусства - ладьи, красные паруса, тёмно-синяя река. В "Заморских гостях" ярко проявился композиционный талант Рериха. Художник оперирует большими и обобщёнными тоновыми и цветовыми массами и добивается тем самым максимальной простоты, сочетая продуманность деталей с монументальностью.
В настоящее время хранится в Государственной Третьяковской галерее. - Рерих, Н. Заморские гости. 1902 [Изоматериал] / Н.Рерих. - Масло, холст // Верещагина, А. Художник, время, история / А. Верещагина. - Л., 1973. - С.9 вклейки (ил. №90).
- Скляренко, С. Владимир: роман в 2-х кн. / С. Скляренко. Авториз. пер. с укр. А.Дейча и И.Добры. - М.: Рипол, 1993. - 560 с.
В романе описана жизнь сына Святослава, легендарного князя Владимира. В произведении показана борьба Владимира за княжеский престол с братом Ярополком, приведена последовательная и решительная политика князя, отстаивавшего твёрдую государственную власть и единство Русской земли, анализируются причины и последствия введения им христианства. Подробно рассказывается об отношениях Руси с соседними государствами. Много места в книге уделено Византии, разбирается политическая обстановка в империи, оказавшей непосредственное влияние на Русь.
В книге Владимир показан и как мудрый правитель, борющийся с внутренними и внешними врагами, заботящийся о величии и могуществе Руси, и как простой человек, которому не чужды страхи и сомнения. - Толстой, А.К. История государства российского от Гостомысла до Тимашева: [стихотворение] / А.К.Толстой // Колокольчики мои… М., 1978. - С. 388-403.
В сборник входят произведения замечательного русского поэта А.К.Толстого. Это лирические стихотворения, баллады, поэмы, сатирические произведения. Широко представлены исторические произведения, отличающиеся разнообразием: повествования из времён Киевской Руси, Великого Новгорода, Руси в эпоху Ивана Грозного. Поэт не просто "заглядывает в прошлое", он ощущает глубокую кровную связь с прошлым, с "тёмной старины заветными преданьями", безмолвными курганами, разбросанными в степи, с народными песнями
Комментарии литературоведов в начале сборника помогают раскрыть единство столь различных сторон творчества поэта. Издание иллюстрировано.
Стихотворение "История государства российского от Гостомысла до Тимашева" представляет собой пародийный рассказ об основных событиях российской истории от призвания варягов и крещения Руси до 1868 года.
Он молодым был и пригожим,
Всем сердцем Русь свою любил,
Молва носилась: "Богом рожен",
Великим, мудрым князем был!Л. Лидер
Всеобщую славу молодому князю принесла победа, одержанная им на берегу Невы, в устье реки Ижоры 15 июля 1240 над шведским отрядом, которым, по легенде, командовал будущий правитель Швеции ярл Биргер (однако в шведской Хронике Эрика 14 в. о жизни Биргера этот поход вообще не упоминается).
Александр лично участвовал в битве, "самому королю възложи печать на лице острымь своимь копиемь". Считается, что именно за эту победу князя стали называть Невским, но впервые это прозвище встречается в источниках только с 14 века, поскольку известно, что некоторые потомки князя также носили прозвище Невских, то, возможно, таким образом за ними закреплялись владения в этой местности.
Традиционно полагают, что сражение 1240 г. предотвратило потерю Русью берегов Финского залива, остановило шведскую агрессию на новгородско-псковские земли.
- Васильев, Б.Л. Александр Невский / Б.Л. Васильев. - М.: Вагриус, 2006. - 447 с.
Книга известного писателя Бориса Васильева "Александр Невский" продолжает его цикл исторических романов о русских князьях. Главный герой этой книги - князь Александр Невский, легендарная личность в отечественной истории. Талантливый полководец и отважный воин, он сумел победить шведов на Неве, разгромить войска Тевтонского ордена, считавшиеся непобедимыми до Ледового побоища. Искусный дипломат, он вёл тонкую политику в отношении Золотой Орды, что позволило Руси собраться с силами после разорительных татарских набегов. Всю свою недолгую жизнь он посвятил сплочению Руси и освобождению её от участи покорённой страны. Победив шведов на Неве и немецких рыцарей в Ледовом побоище, он обезопасил западные границы Руси. Умелой политикой предотвращал разорительные нашествия монголо-татар. За свои деяния был причислен Православной церковью к лику святых. - Кончаловская, Н. 1242 год. Слово о побоище ледовом / Н.Кончаловская // Наша Древняя столица. Картины из прошлого Москвы. - М., 1966. - С.21-26.
Слово входит в сборник Н.Кончаловской "Наша древняя столица", вышедшем в 1947 году. В нём в поэтической форме предстают перед читателем важнейшие исторические события допетровской эпохи.
В "Слове о побоище ледовом" рассказывается об одном из важнейших сражений Древней Руси - Ледовом побоище 1242 года, когда Александр Невский одержал победу над немецкими рыцарями. В Слове воспевается храбрость, доблесть русского народа, его стойкость в борьбе с врагом. Написанное простым, живым языком Слово по своему стилю приближается к народным сказаниям, песням, что придаёт ему историческую достоверность. - Корин, П.Д. Александр Невский. Средняя часть триптиха "Александр Невский", 1942. - Холст, масло. Москва. Гос. Третьяковская галерея // Мастера мировой живописи / П.Д. Корин. - Л., 1942. - С.45.
Триптих А.Корина "Александр Невский" был создан в годы Великой Отечественной войны. На центральной картине триптиха изображен Александр Невский, русский князь, причисленный к лику святых Русской православной церковью в 1549 году за вклад в защиту русских земель от врагов. Александр Невский в годы своего княжения одержал ряд ярких побед над шведскими и немецкими армиями. Князь прославился смекалкой, изобретательностью и смелостью в битве на Неве в 1240 году со шведами и немцами и в 1242 году в знаменитом сражении с рыцарями Ливонского ордена на Чудском озере.
В годы Великой Отечественной войны тема борьбы Древней Руси с немцами была наиболее актуальной. В приближении смертельной опасности, нависшей над Отечеством, образ князя-героя, защитника русской земли, захватил воображение художника. На картине Корина Александр Невский представлен как целеустремленный воин, готовящийся к битве. Он стоит на рубеже русских земель и зорко смотрит, откуда появится враг. Вся центральная часть триптиха словно иллюстрирует знаменитую фразу, приписываемую летописцем Александру Невскому: "Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет".
Картина храниться в Государственной Третьяковской галерее. - Курдюмов, В. Александр Невский в Орде: [Фрагмент] // Российская летопись / А.Мясников. - Санкт-Петербург, 2001. - С.59.
В 1262 году Александр Невский ездил в Золотую Орду, чтобы оградить русских от участия в походах ордынцев ("отмолити люди от беды"). - Повесть о житии Александра Невского: перевод // Воинские повести Древней Руси. - Л., 1985. - С.128-135.
Повесть рассказывает о жизни великого князя Александра Невского. Была написана в 80-е гг. XIII в. в монастыре Рождества богородицы во Владимире, где было погребено тело князя. Первоначальная редакция перерабатывалась и переписывалась затем на протяжении нескольких веков (известно более пятнадцати редакций). Характерной чертой этого древнерусского текста является соединение признаков воинской повести и агиографии, эпико-героических элементов и книжного стиля.
В настоящем сборнике текст публикуется по одному из древнейших списков, который датируется концом XV в. - Повесть о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра Невского / Древнерусские повести. - Тула, 1987. - С.32-34.
Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра - литературное произведение XIII века, агиографического жанра. - Рерих, Н.К. Александр Невский, 1942 г.: [Изоматериал]. - Холст, темпера // Жизнь и творчество. Сб. статей / Н.К.Рерих. - М., 1978. - ил. 53.
В годы Великой Отечественной войны Николай Константинович Рерих часто обращался к национальным героическим темам и образам. Им были создана картина "Александр Невский", посвящённая народному подвигу в годы войны.
На картине изображён один из ключевых моментов русской истории. В апреле 1242 года новгородский князь Александр Ярославич узнал, что против него направлено немецкое войско, во главе которого стоял магистр Ливонского ордена крестоносцев. Александр Невский с ополчением выступил навстречу и сблизился с врагом у скалы Вороний Камень на берегу Чудского озера. В кровопролитной битве, получившей название "Ледовое побоище", ливонские рыцари были разгромлены и бежали. Многие из них утонули в озере, провалившись сквозь треснувший лед. - Семирадский, Г. Кончина Александра Невского, 1900. Гос. Русский музей: [Эскиз] // Мастера живописи / Нестеров. - М., 2000. - С.25.
Картина Г.Семирадского "Кончина Александра Невского" была написана в 1876 году. Она является одной из четырёх картин, написанных Семирадским для росписи Северного предела храма Христа Спасителя. - Семирадский, Г. Приём Александром Невским кардиналов: [Фрагмент] // Российская летопись / Мясников А. - Санкт-Петербург, 2001. - С.58.
Картина Г.Семирадского "Приём Александром Невским кардиналов" была написана в 1876 году. В 70-х.гг. Г.И.Семирадский получил задание написать четыре картины из жития Св. Александра Невского. Для воплощения специально был отобран такой эпизода из жития св. Александра Невского, как прием князем папских послов Гальда и Ремонта. Александр Невский на картине Семирадского - молодой, энергичный, волевой воин и государственный деятель, в облике которого святость может только угадываться. Семирадский воссоздал образ упоенного властью государя, демонстрирующего перед прибывшими к нему папскими послами скорее материальную силу, нежели силу своего православно-христианского духа. - Серов, Владимир. Въезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища, 1945 г. Гос. Русский музей: [Ил.] - 286?462 см. // Владимир Серов / А.К. Лебедев. - М., 1984. - ил. 20.
Картина В.Серова "Въезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища" была написана в 1945 году после победы в Великой Отечественной войне. Картина изображает площадь древнего Пскова с каменным собором, звонницей, деревянными крепостными стенами. Через площадь величаво движется отряд конных воинов во главе с Александром Невским, возвращающиеся с победой после Ледового побоища на Чудском озере. Огромная толпа ликующего народа запрудила всю площадь и тянется к героям. Сбоку от конных воинов плетутся пленные рыцари, сопровождаемые стражей.
Историческое полотно полно динамики, жизненной убедительности. В нём всё подчинено главному и выявляет композиционный центр. Картину отличает мастерская передача атмосферы радости, восторга, царящих среди жителей. Звучные, гармоничные краски придают произведению праздничность, ещё ярче выявляют идею народного торжества. - Симонов, К. Ледовое побоище: поэма / К.Симонов // Стихотворения. Поэмы. - М., 1982. - С. 261-288.
Поэма "Ледовое побоище" было написано К.Симоновым в 1937 году. Обращаясь к памятным событиям прошлого, Симонов говорит и о современности. Воссоздавая картину сражения на Чудском озере, вспоминая к месту о разгроме германцев красногвардейскими отрядами в 1918 году под Псковом. Поэт утверждает мысль о том, что и новых захватчиков ждёт неминуемый разгром.
В поэме воспевается патриотизм русского народа, представленного в образе кузнеца Онцыфора-Тучи, его готовность к подвигу, способность жертвовать собой во имя Отчизны. - Тихомиров, О.Н. Александр Невский / О.Н.Тихомиров. - М.: Дрофа-Плюс, 2005. - 64 с. - (Внеклассное чтение).
Издание представляет собой внеклассное чтение для детей. В книгу вошли рассказы, повествующие о детстве и отрочестве Александра, о княжении в Новгороде и отношениях с боярами, о Невской битве и Ледовом побоище. Написанная простым, доступным языком, книга будет интересна детям, которые только начинают знакомиться с личностью Александра Невского. - Тихомиров, О.Н. Александр Невский: рассказ / О.Н.Тихомиров // Победы русского оружия. - М., 2007. - С.3-31.
Произведение знакомит читателя с жизнью князя Александра Невского (1220-1263). О.Тихомиров рассказывает нам о двух наиболее значимых событиях в жизни русского князя - Невской битве и Ледовом побоище. Перед нами раскрывается образ Александра Невского - великого полководца и хитроумного политика, отдавшего свою жизнь защите Руси от иноземных захватчиков. - Шебуев Василий Кузьмич (1777-1855). Александр Невский, 1836 г. Масло: [Ил.] // Василий Кузьмич Шебуев (1777-1855) / В.Круглова. - Л., 1982. - С.64.
Картина написана в 1836 году. Композиция "Александр Невский" потребовала от художника творческого переосмысления сюжета, к которому он обращался раньше. В 1819 году им было уже написано одноименное полотно. Тогда Шебуев изобразил князя юношей, исходя из того, что полководцу во время битвы со шведами было всего девятнадцать лет.
Спустя 20 лет Шебуев вновь написал Александра Невского для Екатерининской церкви. Теперь это был уже не юноша, а зрелый мужественный воин. Художник представил его на фоне деревянной зубчатой стены древней крепости. Над широкой равниной разгорается заря, утренний ветерок шевелит штандарты, переговариваются воины. Однако Александр Невский по-прежнему молитвенно возводит глаза к небесам.
Гармония глубоких малиновых, зелёных, коричневых и золотисто-лимонных тонов созвучна колориту иконописи.
Хранится в Государственном Русском Музее. - Югов. А.К. Ратоборцы: Эпопея в 2-х кн. / А.К.Югов; сост. В.Серебровский. - М.: Сов. Россия, 1985. - (Собр. соч.: в 4 т.; т.3). - 461 с.
Роман-эпопея "Ратоборцы" был написан в 1944-1948 годах и состоит из двух частей: "Даниил Галицкий" и "Александр Невский". Он посвящён борьбе средневековой Руси против захватчиков как с Востока, так и с Запада. В романе показано историческое значение побед этих великих князей. Красной нитью через весь роман проходит мысль о могуществе и подвиге Руси, спасшей Европу от татаро-монгольского ига. - Ян, В.Г. Юность полководца: Историческая повесть из жизни Александра Невского / В.Г.Ян // Собрание сочинений: в 4-х т. - М., 1989. т.4. - С.7-189.
Повесть "Юность полководца" посвящена князю Александру Невскому и рассказывает о его заслугах в качестве организатора обороны Великого Новгорода от натиска шведов и Тевтонского ордена в начале 40-х гг. XIII в.
Писатель говорит о юности, возмужании и славе Александра Невского. Повествование начинается с той поры, когда юный князь Александр Ярославич не был еще ни Невским, ни Святым, ни Благоверным, а был русским рыцарем, и русская рыцарская дружина, которую он вел в бой, разбила шведов в устье Невы. А потом были тевтонские рыцари, и меч Александра Невского снова добыл победу.
При этом автор показывает, что Новгород под руководством этого князя был той частью "русской земли", которая сохранила не только какую-то независимость от Орды, но и очевидную боеспособность в борьбе с агрессией западных соседей.
Александр Невский был неуязвим на поле брани и неодолим в дипломатической игре, мало было у Руси таких заступников.
Сюда пришел Пожарский князь,
За ним текла людей река,
И, с Мининым объединяясь,
Сплотились русские войска.Н. Кончаловская
1612 г. вошло в отечественную историю как знаменательный день освобождения Москвы от польско-литовских захватчиков Нижегородским ополчением под предводительством Минина и Пожарского в союзе с другими патриотическими силами.
Подвиг гражданина Минина и князя Пожарского золотыми буквами вписан в историю России. Их имена всегда ассоциировались с истинным патриотизмом и самоотверженностью. Не случайно в сложные для страны периоды память о героическом ополчении поднимала россиян на новые подвиги.
- Верещагин, В. Князь Пожарский и Козьма Минин: [Ил.] / В.Верещагин // Российская летопись / Мясников, А. - Санкт-Петербург, 2001. - С.139.
Картина Верещагина посвящена событиям Смутного времени и народному ополчению 1612 года. На ней изображён момент, когда ополченцы под предводительством Минина и Пожарского после кровопролитной битвы с поляками штурмом взяли Китай-город. - Дмитриев, И.И. Освобождение Москвы [стихотворение] / И.И. Дмитриев // Певец во стане русских воинов. Стихи о ратном подвиге. - М., 1989. - С.30-31.
В настоящий сборник вошли стихотворения нескольких авторов. Стихи, составляющие сборник, посвящены славе русского оружия, доблести русских воинов, в разные века с оружием в руках защищавших своё Отечество. Книга охватывает творчество поэтов со времён Державина и до наших дней.
Среди них Н.М.Шатров "Пожар Москвы в 1812 году", Н.М.Языков "Баян к русскому воину при Дмитрии Донском, прежде Знаменитого сражения при Непрядве", Ф.Н. Глинка "1812-й год", Д.В.Давыдов "Бородинское поле: элегия", С.А. Ширинский-Шихматов Из поэмы "Пожарский, Минин, Гермоген, или спасённая Россия", А.Н.Островский. "Из стихотворной драмы "Козьма Захарьич Минин - Сухорук (Монолог Минина)". - Загоскин, М.Н. Юрий Милославский, или Русские в 1612 году.: исторический роман: в 3 ч. / М.Н.Загоскин; вступ. ст. и коммент. А.М. Пескова. - М.: Худож. лит., 1983. - 311 с.
Первое отечественное произведение в жанре исторического романа.
Действие романа М.Н.Загоскина "Юрий Милославский, или русские в 1612 году" происходит в XVII веке, в годы, которые вошли в русскую историю под названием Смутного времени. Вымышленные происшествия романа "без насилия", по словам А.С.Пушкина, входят "в раму обширнейшую происшествия исторического". Заметное место в романе отведено таким событиям, как организация нижегородского ополчения во главе с Кузьмой Мининым и Д.М.Пожарским, освобождению Москвы от польских интервентов в 1612 г.
В своём произведении Загоскин обращается к конкретному историческому материалу для воссоздания "живого" облика людей, характеров, обычаев, нравов, костюмов, языка той далёкой эпохи.
При жизни автора роман выдержал 8 изданий (8-е вышло в 1851 году). Он был переведён на 6 иностранных языков. - Кончаловская, Н. Быль о Минине-купце, воеводе и бойце / Н.Кончаловская // Наша Древняя столица. Картины из прошлого Москвы. - М., 1966. - С. 184-188.
Стихотворение входит в сборник Н.Кончаловской "Наша древняя столица". Посвящено созыву народного ополчения в 1612 году. - Кончаловская, Н. Не забудет наш народ доблесть русских воевод / Н.Кончаловская // Наша древняя столица. Картины из прошлого Москвы. - М., 1966. - С. 200-205.
О памятнике Минину и Пожарскому, поставленному в честь героев 1612 года. - Кончаловская, Н. 1612 год. Быль о славном воеводе, о боях при Крымском броде / Н.Кончаловская // Наша древняя столица. Картины из прошлого Москвы. - М., 1966. - С. 189-194.
Посвящено событиям Смутного времени и освобождению Москвы от польских захватчиков. - Крюковский, М.С. Пожарский: трагедия в трёх действиях / М.С. Крюковский // Стихотворная трагедия конца XVIII - начала XIX в. - М.-Л., 1964. - С.257-284.
Трагедия "Пожарский" была написана в 1807 году и имела огромный успех у публики. Она появилась на сцене незадолго перед Фридланским сражением и заключением Тильзитского мира. Описывая события Смутного времени, трагедия была актуальна и в современности, так как затрагивала патриотические чувства граждан. Вся трагедия пронизана патриотическим пафосом, чувством любви к Родине. В центре повествования - образ Пожарского - руководителя народного ополчения, больше всего на свете любящего своё Отечество. Автор постоянно упоминает в трагедии о героических предках: Святославе, Дмитрии Донском, Александре Невском, словно отсылая нас к славному прошлому. - Маковский, К. Воззвание Минина: [Фрагмент] / К.Маковский // Российская летопись / Мясников А. - Санкт-Петербург, 2001. - С.139.
Картина Константина Егоровича Маковского "Воззвание Минина", законченная в 1896 году, - одно из крупных исторических полотен широкого эпического звучания. Оно посвящено выдающемуся событию в истории Нижнего Новгорода и всей страны - созданию Нижегородского ополчения, спасшего в 1612 году Москву и всю Русь от иноземных захватчиков. В основе картины - обращение земского старосты Козьмы Минина к жителям Нижнего Новгорода с целью создания народного ополчения. - Островский, А.Н. Из стихотворной драмы "Козьма Захарьич Минин - Сухорук. (Монолог Минина) / А.Н. Островский // Певец во стане русских воинов. Стихи о ратном подвиге. - М., 1989. - С.172-173.
- Островский, А.Н. Козьма Захарьич Минин, Сухорук: (первая редакция): [пьеса] / А.Н.Островский // Полн. собр. соч.: в 12 т. - М., 1976. - Т.6. - С. 7-112.
"Козьма Захарьич Минин-Сухорук" - "драматическая хроника в пяти действиях, с эпилогом, в стихах" Александра Островского. Написана в 1861 году. Вторая редакция - в 1866 году. Об организации жителями Нижнего Новгорода ополчения для освобождения Москвы от польской интервенции 1611-1612 гг. Главный герой - земский староста Козьма Минин, инициатор создания нижегородского ополчения.
Островский строил свои пьесы на строгой фактической основе. Эмоциональное действие исторической драматургии он связывал с точностью, достоверностью изображения жизни ушедших эпох. Благодаря замечательному знанию драматургом старинного быта, народных типов, проявлений характеров людей XVII века, их образа мышления и стиля речи, создаётся полная иллюзия живой реальности. - Тихомиров, О.Н. Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин: рассказ / О.Н.Тихомиров // Победы русского оружия. - М., 2007. - С.70-111.
Рассказ из времён Смутного времени и польской интервенции. О.Тихомиров рассказывает о начале Смуты на Руси, о приходе к власти Лжедмитрия I и Лжедмитрия II и вторжении польских войск под предводительством короля Сигизмунда III.
В центре повествования - фигуры Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского - предводителей народного ополчения. Автор восхищается стойкостью и мужеством русского народа в борьбе с польскими интервентами. - Чистяков, П. Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту о призвании на русский престол польского королевича Владислава, XIX в: [Ил.] // Россия державная. - М., 2007. - С.44-45.
Картина была написана в 1860 году. В основе сюжета - события Смутного времени.
В 1610 году власть в Москве захватило боярское правительство, получившее название "Семибоярщина". Оно признало русским царём польского королевича Владислава, сына Сигизмунда III, и в ночь с 20 на 21 сентября тайно впустило польские войска в Москву и Кремль. Над русским государством нависла угроза гибели… В этих условиях единственным авторитетом осталась церковь, и в первую очередь патриарх Гермоген. - Ширинский-Шихматов, С.А. Из поэмы "Пожарский, Минин, Гермоген, или спасённая Россия [ стихотворение] / С.А. Ширинский-Шихматов // Певец во стане русских воинов. Стихи о ратном подвиге. - М., 1989. - С.43.
Бородино! Бородино!
На битве исполинов новой
Ты славою озарено,
Как древле поле Куликово.С.Е.Раич
Победа над наполеоновской армией явилась одним из крупнейших событий в истории России. Она ликвидировала угрозу иноземного завоевания и обеспечила ее государственную независимость. Для народов России эта война была справедливой, народной, отечественной войной. Сила русских войск в 1812 г. коренилась в поддержке их всем народом и массовым партизанским движением крестьян. Прозорливость и полководческий талант М. И. Кутузова ярче всего сказались в том, что его стратегический замысел был рассчитан на активную помощь армии со стороны всего народа.
- Верещагин, В.В. (1842-1904). "С оружием в руках - расстрелять". 1887-1895. Гос. исторический музей: [Ил.] // Василий Васильевич Верещагин / А.К.Лебедев, А.С.Солодовников. - Л, 1987. - ил. 72.
Печальный миг настал. Не все только удача суждена была русским крестьянам в борьбе с врагом, разорявшим их родину. Не остерегся, видно, старый воин - доброволец, тот самый, которого мы видели на картине: "Не замай, дай подойти!" Вместе с двумя товарищами попал он в плен к французам. Как это случилось, едва ли герой-крестьянин и сам ведал... - Верещагин, В.В. (1842-1904). "С оружием в руках - расстрелять". 1887-1895. Гос. исторический музей: [Ил.] // Василий Васильевич Верещагин / А.К.Лебедев, А.С.Солодовников. - М., 1988. - С.168-169.
- Верещагин, В.В. (1842-1904). В Городне - пробиваться или отступать. 1887-1895. 1897-1898. Москва. Гос. исторический музей: [Ил.] // Василий Васильевич Верещагин / А.К.Лебедев, А.С.Солодовников. - Л, 1987. - ил. 66.
- Верещагин, В.В. (1842-1904). В Кремле - пожар! 1887-1898. [Ил.] // Василий Васильевич Верещагин / К.Лебедев, А.С.Солодовников. - Л, 1987. - ил. 63.
Нетрудно представить, какой ужас чувствовал в эти минуты Наполеон. На картине В. В. Верещагина "В Кремле - пожар!" (1887-1898) мы видим императора, стоящего на Кремлевской стене в напряженной позе и с тревогой всматривающегося вдаль - туда, где бушует огненная стихия.
Там горят целые кварталы, клубится едкий дым и сыплются раскаленные искры. Кремль, в котором находится склад пороха, в любую минуту может взлететь на воздух.
В картине "В Кремле - пожар!" Верещагин выступает не только как художник-баталист, но и как историк и психолог. Композиции картины присуща некоторая театральность, фигуры героев полны экспрессии. Интенсивная огненная гамма, в которой написано полотно, отражает охваченный огнем город.
Придерживаясь достоверности в описании исторических подробностей, Верещагин вносит в свою картину "В Кремле - пожар!" элементы эпического стиля. И в этом произведении художник отражает реалии войны во всем их неприглядном свете. - Верещагин, В.В. (1842-1904). В покорённой Москве ("Поджигатели" или "Расстрел в Кремле"). 1897-1898. Москва. Гос. исторический музей: [Ил.] // Василий Васильевич Верещагин / А.К.Лебедев, А.С.Солодовников. - Л, 1987. - ил. 64.
Картина передаёт эпизод расправы французов с непокорными москвичами. На одной из кремлёвских площадей завоеватели расстреливают согнанную со всех концов Москвы бедноту. Обвинив её в поджогах, истинными виновниками которых были французские мародёры. В картине великолепно передана архитектура одного из уголков древнего Кремля, ставшего эшафотом для казни. При большом цветовом богатстве в картине достигнуты гармония красок и тональное единство. - Верещагин, В.В. (1842-1904). В покорённой Москве ("Поджигатели" или "Расстрел в Кремле"). 1897-1898. Москва. Гос. исторический музей: [Ил.] // Василий Васильевич Верещагин / А.К.Лебедев, А.С.Солодовников. - М., 1988. - С.161.
- Верещагин, В.В. (1842-1904). В Успенском соборе. 1887-1895. Москва. Гос. исторический музей: [Ил.] // Василий Васильевич Верещагин / А.К.Лебедев, А.С.Солодовников. - Л., 1987. - ил. 65.
Картина повествует о кощунственном отношении французских войск к русской культуре и религиозным святыням, в частности к Успенскому собору в Московском Кремле.
На полотне "В Успенском соборе" мы видим ряд лошадей, стоящих в соборе перед алтарем. Перед ними - куча сена. Художник изобразил на переднем плане картины несколько солдат, играющих в карты, рядом - француза, обдирающего ризы и украшения с икон. Полотно отличается интересным композиционным решением и очень выразительно в живописном отношении. - Верещагин, В.В. "В штыки! Ура! Ура!" (Атака). 1887-1895. Гос. Исторический музей: [Ил.] // Василий Верещагин / В.Володарский. - М., 2000. - С. 45.
Картина изображает боевые действия регулярной русской армии.
Момент, запечатленный на полотне, относится ко времени, когда война близилась к завершению. Наполеон бежал из России по Смоленской дороге, и русские солдаты преследовали его по пятам.
Тыл неприятеля постоянно страдал от лихих набегов русских войск, находящихся совсем близко. Французы, ко всему прочему, страдали от непривычного российского холода и жестокого голода. Так, терпя лишения, бросая на дорогах артиллерию и непрерывно уменьшаясь в размерах, отступала великая прежде армия Наполеона. Под Смоленском, возле села Красное, произошел эпизод, описанный в картине "В штыки! Ура! Ура!".
В своей картине "В штыки! Ура! Ура!" Верещагин рассказывает о небольшой победе, которая стала частью большой войны, о героизме русских солдат и их страстном желании победить. - Верещагин, В.В. (1842-1904). Возвращение из Петровского дворца. 1895. Ереван. Гос. картинная галерея Армении: [Ил.] // Василий Васильевич Верещагин / К.Лебедев, А.С.Солодовников. - Л, 1987. - ил. 62.
К вечеру 4-го сентября 1812 г. Наполеон добрался до Петровского дворца, где очутился в полной безопасности от огня, заливавшего Москву. Неистовый пожар между тем продолжал свирепствовать, и Москва буквально таяла в его пламени. Наполеон из окон Петровского дворца созерцал эту вакханалию огненной стихии, в которой, казалось, гибли все его честолюбивые мечты. Наступило 6-е сентября. Пожар начал утихать, потому что, во-первых, просто уже нечему было гореть, а, во-вторых, прошел проливной дождь. Наполеон, узнав о том, что Кремль остался в полной сохранности, решил возвратиться туда... - Верещагин, В.В. (1842-1904). Возвращение из Петровского дворца. 1895. Ереван. Гос. картинная галерея Армении: [Ил.] // Василий Васильевич Верещагин / К.Лебедев, А.С.Солодовников. - М., 1988. - С.164.
- Верещагин, В.В. (1842-1904). Конец Бородинского боя. 1899-1900. Гос. исторический музей: [Ил.] // Василий Васильевич Верещагин / А.К.Лебедев, А.С.Солодовников. - Л, 1987. - ил. 61.
Полотно "Конец Бородинского боя" (1899-1900) изображает редут, весь заполненный трупами его защитников и французских солдат. Из рва, заполненного убитыми и ранеными, поднимаются несколько фигур, приветствующих Наполеона, объезжающего поле битвы. В цветовом отношении картине присуща пестрота красок, призванная подчеркнуть мысль о смешении и хаосе в стане французских войск, разбившихся о стойкость защитников русской земли. - Верещагин, В.В. (1842-1904). На большой дороге. Отступление, бегство… 1887-1895. Гос. исторический музей: [Ил.] // Василий Васильевич Верещагин / А.К.Лебедев, А.С.Солодовников. - М., 1988. - С. 170-171.
В цикле "1812-й год" В. В. Верещагина последовательно отражен весь путь превращения непобедимой наполеоновской армии в деморализованную толпу французов, бегущую из России. Полотно "На большой дороге - отступление, бегство..." (1887-1895) показывает последний этап существования великой когда-то армии.
Мы видим на полотне императора, одетого в длинную соболью шубу, меховую шапку и теплые сапоги. Его грандиозный замысел покорить Россию провалился, и ему так трудно сейчас казаться не сломленным, а уверенным в себе человеком.
За Наполеоном тащится его свита - унылая, молчаливая Уже брошены все московские трофеи, гибнут лошади, артиллерия оставлена. Все - даже генералы и офицеры - одеты в рубища.
Композиция картины "На большой дороге - отступление, бегство..." очень лаконична. Полотно отличается замечательными живописными достоинствами. Удивительно нежный розово-голубой зимний пейзаж как будто вступает в противоречие с людьми, которые присутствуют в нем. - Верещагин, В.В. (1842-1904). На этапе. Дурные вести из Франции, 1887-1895. Москва. Гос. исторический музей: [Ил.] // Василий Васильевич Верещагин / А.К.Лебедев, А.С.Солодовников. - Л, 1987. - ил. 68.
Картины В. В. Верещагина из его цикла "1812-й год" являются настоящей летописью наполеоновской эпохи. Картина "На этапе - дурные вести из Франции" (1887-1895) рассказывает об одном эпизоде из жизни Наполеона в период его бесславного бегства из России.
Отступление наполеоновской армии было в самом разгаре. Под Смоленском император остановился на ночлег в селе Михалевке в маленькой неприметной церкви. На полотне мы видим императора в походном мундире и шляпе, надвинутой до самых глаз. Он устало присел на стул посреди храма. Рядом - походная кровать императора. Укоризненно смотрят на него со стен лики святых. - Верещагин, В.В. (1842-1904). На этапе. Дурные вести из Франции, 1887-1895. Москва. Гос. исторический музей: [Ил.] // Василий Васильевич Верещагин / А.К.Лебедев, А.С.Солодовников. - М., 1988. - С.165.
- Верещагин, В.В. "Не замай! Дай подойти". 1887-1895. Москва. Гос. Исторический музей: [Ил.] // Василий Верещагин / В.Володарский. - М., 2000. - С.63.
В обширной серии полотен Верещагина, посвящённых Отечественной войне 1812 года, этой картине художник отвёл особую роль: она должна была раскрыть тему антинаполеоновского партизанского движения: группа партизан с крестьянином богатырского телосложения подстерегает в засаде в зимнем лесу, среди высоких сугробов отступающих французов. Верещагин построил композицию по вертикали, чтобы подчеркнуть высоту и мощь русского леса. Выбор типажа командира партизан усиливает героическое звучание образа, передаёт ощущение отваги, силы, широты натуры. - Верещагин, В.В. (1842-1904). "Не замай - дай подойти!", 1887-1895. Гос. исторический музей: [Ил.] // Василий Васильевич Верещагин / А.К.Лебедев, А.С.Солодовников. - Л., 1987. - ил. 71.
- Верещагин, В.В. (1842-1904). "Не замай - дай подойти!", 1887-1895. Москва. Гос. исторический музей: [Ил.] // Василий Васильевич Верещагин / А.К.Лебедев, А.С.Солодовников. - Л., 1987. - ил. 71.
- Верещагин, В.В. (1842-1904). "Не замай - дай подойти!", 1887-1895. Москва. Гос. исторический музей: [Ил.] // Василий Васильевич Верещагин / А.К.Лебедев, А.С.Солодовников. - М., 1988. - С.156-157.
- Верещагин, В.В. (1842-1904). Наполеон и маршал Лористон ("Мир во что бы то ни стало"). 1899-1900. Москва. Гос. исторический музей: [Ил.] // Василий Васильевич Верещагин / А.К.Лебедев, А.С.Солодовников. - Л, 1987. - ил. 69.
В то время как французская армия расположилась в Москве и ее окрестностях, русская сосредоточилась в лагере при Тарутине в Калужской губернии, отстоящем от Москвы на 166 верст. Кутузов решил спокойно оставаться здесь в ожидании дальнейших событий, вполне уверенный, что "французская армия развалится сама собой". Это были его собственные слова. И действительно для французов уже наступали черные дни... - Верещагин, В.В. (1842-1904). Наполеон I на Бородинских высотах. 1987. Гос. исторический музей: [Ил.] // Василий Васильевич Верещагин / А.К.Лебедев, А.В.Солодовников. - Л., 1987. - ил. 59.
В картине "Наполеон I на Бородинских высотах" (1897) французский император сидит на стуле и с вершины холма наблюдает за Бородинским сражением. Мрачен, замкнут Наполеон, недовольный ходом битвы. Сзади Наполеона толпится блестящая свита, одетая в парадные мундиры. И Наполеон, и всё его окружение как бы притихли в ожидании результатов небывалой исторической битвы. Картина написана свободно, широко. Звучные краски образуют мощный цветовой аккорд. Великолепно передана атмосфера летнего утра с поднимающимися клубами порохового дыма. - Верещагин, В.В. (1842-1904). Перед Москвой в ожидании депутации бояр. 1891-1892. Гос. исторический музей: [Ил.] // Василий Васильевич Верещагин / А.К.Лебедев, А.С.Солодовников. - Л. 1987. - ил. 60.
В картине "Перед Москвой в ожидании депутации бояр" Наполеон на Поклонной горе тщетно ждёт поднесения ключей от Москвы. Перед императором внизу раскинулся огромный, красивый город, освещённый солнечными лучами. Проходящие французские войска исступлённо приветствуют завоевателя, но Наполеон мрачен и удручён. - Верещагин, В.В. (1842-1904). Верещагин, В.В. (1842-1904). Перед Москвой в ожидании депутации бояр. 1891-1892. Гос. исторический музей: [Ил.] // Василий Васильевич Верещагин / А.К.Лебедев, А.С.Солодовников. - М., 1988. - С.160.
- Глинка, Ф. Сочинения / Ф.Глинка; сост., послесл. И коммент. В.И.Карцева. - М.: Сов. Россия, 1986. - 352 с.; 1 л. портр.
В сборник вошли стихотворения поэта, посвящённые Отечественной войне 1812 года. Военно-патриотические стихи, посвящённые героям двенадцатого года, такие как "Партизан Давыдов", "Партизан Сеславин", "Смерть Фигнера", составили целую эпоху, заложили основу дальнейшей историко-патриотической лирики. - Глинка, Ф.Н. 1812-й год (отрывок из рассказа) / Ф.Н. Глинка // Певец во стане русских воинов. Стихи о ратном подвиге. - М., 1989. - С.71-74.
- Голубов, С. Багратион / С.Голубов. - М.: Изд. центр дет. кн., 1993. - 336 с.- (Русь непобеждённая. Сер. истор. романа).
Сюжетной основой романа послужили жизнь и деятельность замечательного русского военачальника Петра Ивановича Багратиона. В сжатом, драматически быстро развивающемся повествовании раскрывается весь ход войны 1812 года. - Горина, Т.Н. "В 1812 году" / Т.Н.Горина // Илларион Прянишников. 1840-1894. - М., 1958. - С.47-54.
Статья Т.Н.Гориной рассказывает о замысле и истории создания картины И.Прянишникова "В 1812 году". - Давыдов, Д.В. Бородинское поле: элегия [стихотворение] / Д.В.Давыдова // Певец во стане русских воинов. Стихи о ратном подвиге. - М., 1989. - С.63-64.
- Давыдов, Д.В. Дневник партизанских действий 1812 года. Записки кавалерист - девицы / Д.В.Давыдов. - Л.: Лениздат, 1985. - 511 с. - (Б-ка "Страницы истории Отечества").
В книгу вошли произведения участников Отечественной войны 1812 года - военные записки Д.В.Давыдова и большая часть Записок кавалерист-девицы Н.А.Дуровой.
Написанные непосредственным участником великих событий, записки Д.Давыдова соединили в себе достоверность исторического документа и замечательную выразительность художественного повествования.
Книга Н.Дуровой "Записки кавалерист - девицы" имеет автобиографический характер и рассказывает о жизни первой женщины-офицера.
"Записки" написаны в жанре военных мемуаров и повествуют о событиях, предшествующих 1812 году и о самой Отечественной войне, об участии автора книге в сражениях и походах. - Давыдов, Д. Сочинения / Д.Давыдов: сост. И примеч. Е.Лебедева; худ. А.Голицын. - М.: Современник, 1984. - 302 с.; ил.; портр. - (классическая библиотека).
В книгу вошли стихотворения легендарного поэта-партизана Дениса Давыдова, посвящённые Отечественной войне 1812 года. - Данилевский, Г. Сожжённая Москва: исторический роман / Г.Данилевский. - М.: АСТ: Астрель, Владимир: ВКТ, 2011. - 314 с.
В романе "Сожженная Москва" писатель живо и исторически достоверно рассказывает о подвиге русских людей в Отечественной войне 1812 года; это произведение отличает глубокое понимание эпохи, яркость характеров и событий.
Роман о высоком патриотизме людей, принадлежащих к разным классам и сословиям, обычных москвичей. Но когда в Москву входят войска Наполеона - простые люди становятся героями, способными на колоссальный риск и высокое самопожертвование. - Загоскин, М.Н. Рославлев, или Русские в 1812 году: роман / М.Н.Загоскин: предисл. и коммент. Е.Н. Ерёминой. - М.: Сибирская Благозвонница, 2011. - 541 с. - (Золотой фонд исторического романа).
Михаил Николаевич Загоскин (1789-1852) - известный русский беллетрист, основатель русского исторического романа.
В романе "Рославлев" рассказывается о действиях реальных участников Отечественной войны (А.С.Фигнер, Д.В.Давыдов, М.А.Милорадович). Стержнем романа стала "русская идея", которая, по мысли писателя, на многие века определила духовную сущность нации: "наша непоколебимая верность к престолу, привязанность к вере предков и любовь к родимой стороне".
Загоскин на современном ему материале создал новый роман о России, о русском патриотизме, о героизме, о феномене русского духа, основанного на православной вере, верности державной власти и тяги к соборности - Задонский, Н. Денис Давыдов / Н.Задонский. - М.: Изд. центр детской кн., 1993. - 732 с.: ил. - (Русь непобеждённая. Сер. истор. романа).
Историческая хроника "Денис Давыдов" воссоздаёт образ замечательного русского поэта, партизана, героя Отечественной войны 1812 года. Жизнь Дениса Давыдова рисуется в книге на фоне огромного патриотического подъёма, который охватил русский народ в годы борьбы с нашествием полчищ Наполеона. - Зименко. В.М. Набат 1812 года. Портреты, замыслы исторических композиций / В.М.Зименко // Орест Адамович Кипренский. - М., 1988. - С.139-188.
Вступительная статья В.Зименко о художнике П. Кипренском рассказывает о создании и особенностях его портретов героев Отечественной войны 1812 года. - Кипренский, А.Н. Портрет А.Н. Оленина. 1813. Ленинград. Русский музей: [Ил.] // Орест Адамович Кипренский / В.М.Зименко. - М., 1988. - ил. 86.- С.147.
Кипренский создал большую галерею портретов участников Отечественной войны 1812 года, исполненных преимущественно карандашом, ярко показал и воспел лучшие черты защитников родины. - Кипренский, П.А. Портрет А.Н. Оленина. 1813. Ленинград. Русский музей: [Ил.] // Орест Адамович Кипренский / В.М.Зименко. - М., 1988. - ил. 86.- С.146.
- Кипренский, О.А. Портрет А.Р.Томилова. 1813. Ленинград. Русский музей: [Ил.] // Орест Адамович Кипренский / В.М.Зименко. - М., 1988. - ил. 80. - С.141.
- Кипренский, О.А. (1782-1836). Портрет Д. В. Давыдов. 1809. Ленинград. Русский музей: [Ил.] // Орест Адамович Кипренский / В.М.Зименко. - М., 1988. - ил. 76. - С.127.
В одном из залов Русского музея в Санкт-Петербурге висит картина - портрет гусара Дениса Васильевича Давыдова, одно из лучших созданий Ореста Кипренского. Эта работа выполнена автором в Москве - "Портрет русского гусара". Многие современники О.А. Кипренского узнавали в нем прославленного героя Отечественной войны 1812 года поэта-партизана Дениса Давыдова.
Подчеркнуто непринужденная поза Давыдова создает образ, полный энергии и личностного достоинства, слитого с чувством воинской чести. Подобная интерпретация образа полковника выражает сложившееся в русском обществе начала века представление об идеальном воине - защитнике отечества. - Кипренский, О.А. Портрет неизвестного генерала. 1812. Ленинград. Русский музей: [Ил.] // Орест Адамович Кипренский / В.М.Зименко. - М., 1988. - ил. 81. - С.142.
- Кипренский, О.А. Портрет Я.В.Виллие. 1812. Ленинград. Русский музей: [Ил.] // Орест Адамович Кипренский / В.М.Зименко. - М., 1988. - ил. 79. - С.140.
- Крылов, И.А. Ворона и лисица [басня] / И.А.Крылов // Басни. - Л., 1983. - С. 8-10.
- Лажечников, И.И. Новобранец 1812 года (Из моих памятных записок) // Русская военная проза XIX века: сост.: Е.В.Свиясов. - Л., 1989.- С.40-54.
Роман был опубликован в "Русском вестнике" в 1857 году. События "громового 1812 года" послужили переломным моментом в жизни и творчестве Лажечникова. Много позже в автобиографическом очерке "Новобранец 1812 года" Лажечников расскажет о том, какой взрыв патриотических чувств вызвало в нем известие о вступлении французов в Москву: оно заставило его бежать из дома, поступить вопреки воле родителей в армию и проделать вместе с ней победоносный путь от Москвы до Парижа. - Лермонтов, М.Ю. Бородино / М.Ю. Лермонтов; рис. А.Кондратьева. - М.: Дет. лит., 1964. - 16 с.
- Михайлов, О. Кутузов. Роман / О.Михайлов. - М.: Кучково поле, 2010. - 576 с. - (Б-ка патриотической лит.)
Исторический роман О.Михайлова "Кутузов" повествует о жизни и деятельности одного из величайших русских полководцев - светлейшего князя Михаила Илларионовича Кутузова, фельдмаршала, героя Отечественной войны 1812 года, чья жизнь стала образцом служения Отечеству. - Павлова, К. Москва [стихотворение] / К.Павлова // Стихотворения. - М.. 1985. - С.155-156.
- Прянишников, И.М. В 1812 году. 1874. Москва. Третьяковская галерея: [Ил.] // Передвижники / Автор-составитель Ф.С.Рогинская. - М., 1997. - ил. 28.
Широкую известность приобрела картина Прямишникова "В 1812 году". Обратившись к событиям прошлого, художник показал дремлющую силу народа. Не полководцы, а партизаны-крестьяне, ведущие по снежной равнине пленных французов, предстали в этой скромной, но очень выразительной картине как истинные герои Отечественной войны. - Прянишников, И.М. В 1812 году. 1874: [Ил.] // Илларион Михайлович Прянишников. 1840-1894 / Т.Н.Горина. - М., 1958. - С.48-49.
- Прянишников, И.М. Крестьянин с рогатиной на плече. Этюд к картине "В 1812 году". 1868 // Илларион Михайлович Прянишников. 1840-1894 / Т.Н.Горина. - М., 1958. - С.53.
- Раковский, Л. Кутузов: Роман / Л.Раковский. - М.: изд-во ДОСААФ СССР, 1987. - 304 с.: портр. (Б-ка "Отчизны верные сыны").
Роман о великом русском полководце и выдающемся дипломатическом деятеле Михаиле Илларионовиче Кутузове. У Раковского главной чертой Кутузова является высочайшее воинское мастерство, умение понять и осмыслить множество самых разнообразных факторов и поставить их на службу победе.
Роман состоит из двух частей. В первой части рассказывается о молодых годах Кутузова, о его службе под руководством Румянцева, о тяжёлом ранении в голову, о жизни в Петербурге и др.
Вторая часть книги, целиком посвящена эпопее 1812 года. - Толстой, Л. Война и мир / Л.Н.Толстой. - М.: Эксмо. - (Русская классика). Т. 1-2. - 2005. - 732 с.
- 1812 год. Бородинская панорама: альбом / Авт. - сост.: И.А.Николаева, Н.А.Колосов, П.М.Володин. - М.: Изобразит. искусство, 1985. - 136 с., ил.
В альбоме представлены портреты. Батальные композиции. Фрагменты панорамы из обширного собрания музея - панорамы "Бородинская битва". Сцены боёв, эпизоды партизанской войны кисти известных русских и зарубежных художников дают яркое представление о подвиге русского народа во время Отечественной войны 1812 года. - 1812 год в русской поэзии и воспоминаниях современников / Сост. Н.Н. Акоповой и В.В.Бережкова: Вступит. Ст. О.Н.Михайлова; Прим. М.А.Бойцова. - М.: Правда, 1987. - 512 с.
В сборник включены произведения видных мастеров русской классической поэзии, посвящённые героическим событиям Отечественной войны 1812г., а также воспоминания очевидцев и участников событий тех далёких лет (Д.В.Давыдова, Ф.Н.Глинки,. и др.). - Цветаева, М. Генералам двенадцатого года [стихотворение] / М.Цветаева // Стихотворения и поэмы. - Екатеринбург, 2000, - С.54-55.
- Шатров, Н.М. Пожар Москвы в 1812 году [стихотворение] / Н.М. Шатров // Певец во стане русских воинов. Стихи о ратном подвиге. - М., 1989. - С.33-34.