Л.Н.Толстой и Италия

Уважаемые читатели!

Приглашаем вас на книжно-иллюстративную выставку "Л.Н.Толстой и Италия". Выставка проводится в рамках Года российской культуры и русского языка в Италии и итальянского языка и итальянской культуры в России. На выставке вы сможете познакомиться с коллекцией материалов о путешествиях Л.Н.Толстого по Италии, о наиболее значимых и ярких впечатлениях, событиях и встречах, о том, как в Италии воспринимали и воспринимают Толстого. Здесь также представлены книги об истории и современной Италии. Выставка включает разделы:

- "80 тысяч верст вокруг себя". Л.Н.Толстой: путешествие по Италии;

- Л.Н.Толстой глазами итальянцев;

- Путешествие по солнечной Италии.

Л.Н. Толстой дважды путешествовал по странам Западной Европы: впервые - в 1857 году, и вторично - в 1860-1861 годах. В Италии Толстой побывал в июне 1857 г. и в декабре 1860 - январе 1861 гг. Страна произвела на него неизгладимое впечатление. Во время своего первого путешествия Толстой был в Северной Италии. В Турине он посетил музей оружия и музей статуй, картинные галереи в Туринской академии, совершил путешествие на горный массив Монте-Роза, ночуя в деревнях, осматривая живописные окрестности и памятники древности - все это отмечено в дневнике. Тогда же в столице Сардинского королевства Толстой присутствовал на заседании палаты депутатов. В дневнике он отметил, что испытал "чувство зависти к этой молодой, сильной, свободной жизни" (5 (17) июня).

Во второй раз, совершая вояж по Италии, Толстой провел около 2 недель во Флоренции, город поразил его своей "скромностью и приятностью". Там он встречался с декабристом С.Г.Волконским, навестил А.А.Толстую. С начала января до начала февраля 1861 г. Толстой пробыл в Неаполе и Риме. Неаполь показался писателю "слишком хорош, приторен", но понравилось пение уличных певцов, поразила красота Неаполитанского залива. Какое-то время он жил в Риме в недорогой съемной квартире. Познакомился с русскими художниками, в том числе с Н.Н.Ге - впоследствии одним из самых близких друзей, под влиянием которых заинтересовался живописью. Здесь произошло возвращение Толстого к искусству.

Толстой часто бывал в итальянской опере, слушал "Севильского цирюльника" Россини - одну из немногих любимых опер, "Риголетто" и "Трубадур" Дж.Верди, "Дочь полка" Г. Доницетти.

Впоследствии Л.Н.Толстой в романе "Анна Каренина" описывает жизнь Анны и Вронского в Италии, пишет рассказ "Венеция" для "Азбуки", редактирует книгу Д.Мадзини "Избранные мысли", ведет переписку с деятелями итальянской культуры.

"80 тысяч верст вокруг себя". Л.Н.Толстой: Путешествие по Италии


"...теперь - Италия, Ницца, Флоренция, Ливурно ... Неаполь. Первое живое впечатление природы и древности - Рим - возвращение к искусству..."

Толстой Л.Н. Дневник. 1861. 1(13) апреля

Толстой, Л.Н. Венеция / Л.Н.Толстой / Толстой, Л.Н. Полное собрание сочинений. - М., 1992. - Т.21. - С. 355. Л.Н.Толстой: энциклопедия / сост. и науч. ред. И.И.Бурнашёва. - М.: Просвещение, 2009. - 847 с.: ил., фото. Гусев, Н.Н. Летопись жизни и творчества Льва Николаевича Толстого, 1828-1890 / Н.Н.Гусев. - М.: Гос. изд-во худож. лит., 1958. - 836 с. Зверев, А.М. Лев Толстой / А.М.Зверев, В.А.Туниманов. - М.: Молодая гвардия, 2006. - 781 с. - (Жизнь замечат. людей.: Сер. биографий; вып. 1216 (1016) Труайя, А. Лев Толстой / А.Труайя. - М.: Эксмо, 2005. - 893 с.: ил., фото. - (Русские биографии) Островский, А.Г. Молодой Толстой: воспоминания, письма, дневники: / А.Г. Островский. - М.: Аграф, 1999. - 316 с.
 

 Список литературы

  1. Толстой, Л.Н. Полное собрание сочинений / Л.Н.Толстой.- М.: Терра, 1992. - Т. 47. Дневники. - 615 с. Уч. н. 40557 
    В настоящий том включены Дневники и Записные книжки Толстого с 1854 по 1857 гг. Из Дневника: "1857 г., июнь 3(15).4(16) Турин. Проспал Геную. Ходил в 2 музея - оружия и статуй, и в палату депутатов. Лучшее сардинское общество. 5(17) июня. Турин. Чувство зависти к молодой, сильной, свободной жизни".
  2. Толстой, Л.Н Полное собрание сочинений / Л.Н. Толстой. - М.: Терра, 1992. - Т. 48-49. Дневники. - 307с. Уч. н. 40499 
    В 48-й том входят Дневники и Записные книжки Л.Н.Толстого 1858-1880 гг. Записи в Дневниках и Записных книжках этого периода отражают душевное состояние Толстого, преисполненного жаждой жизни и деятельности. 28 мая 1860 г. он едет за границу с целью главным образом изучения на месте педагогической деятельности. Дневник 1861, 1(13) апреля. "Что произошло в эти 4 месяца, трудно записать теперь - Италия, Ницца, Флоренция, Ливурно: Неаполь. Первое живое впечатление природы и древности - Рим - возвращенье к искусству:"
  3. Толстой, Л.Н. Венеция / Л.Н. Толстой // Толстой, Л.Н. Полное собрание сочинений. - М., 1992. - Т. 21. - С. 355. Уч. н. 40447 
    Рассказ, написанный под впечатлением увиденного на итальянской земле, включен в раздел "Произведения, написанные для "Азбуки" и не включенные в нее (1871-1872)"
  4. Толстой, Л.Н. Круг чтения: избранные, собранные и расположенные на каждый день Львом Толстым мысли многих писателей об истине, жизни и поведении / Л.Н. Толстой. - М.: Политиздат, 1991. - Т.1,2. 
    Число итальянских авторов, цитируемых в издании, сводится к двум. Главным источником "Круга чтения" здесь стали "Избранные мысли" видного деятеля Рисорджименто, революционера, борца за демократическое объединение Италии Джузеппе Мадзини, и единственная сентенция итальянского драматурга Витторио Альфьери (Альфиери) о бремени греха.
  5. Бирюков, П. Биография Л.Н.Толстого: в 2 кн. / П.Бирюков. - М.: Алгоритм, 2000. - (Гений в искусстве). Уч. н. 37534 
    Кн.1. - 2000. - 522 с. 
    Биография великого писателя, написанная П.Бирюковым, является лучшей биографией Толстого. Автор долгое время жил в семье Толстых, в процессе написания Толстой знакомился с материалом и выражал удовлетворение по поводу написанного.
  6. Гусев, Н.Н. Летопись жизни и творчества Льва Николаевича Толстого, 1828-1890 / Н.Н.Гусев. - М.: Гос. изд-во худож. лит., 1958. - 836 с. 
    В "Летописи:" на основе Дневников, Записных книжек, Толстого, писем, воссозданы "труды и дни" Льва Толстого, в том числе его зарубежные путешествия.
  7. Гусев, Н.Н. Лев Николаевич Толстой: материалы к биографии с 1855 по 1869 год / Н.Н.Гусев. - М.: Наука, 1957. - 913 с. 
    О путешествии Толстого в Турин, бывший в то время столицей Сардинского королевства. Внимание его привлекла общественная жизнь Турина. Толстой побывал в Сардинской палате депутатов, познакомился ближе с общественной жизнью Турина. О втором путешествии Толстого за границу, о его пребывании в Италии.
  8. Зверев, А.М. Лев Толстой / А.М.Зверев, В.А.Туниманов; вступ. ст. В.Я.Курбатова. - М.: Молодая гвардия, 2006. - 781 с.: фото, портр. - (Жизнь замечат. людей. Сер. биографий; 1216 (1016)) Уч. н. 33740 
    О зарубежных путешествиях Л.Н.Толстого, подробный рассказ о пребывании Толстого в Италии, о его впечатлениях, встречах, встречах. 
    В действительности у Толстого об Италии осталось более сложное чувство. Многое вправду пленяло, многое и отталкивало. И настолько, что однажды, полтора десятка лет спустя, Толстой написал своему приятелю, историку Дмитрию Голохвастову, что прославленное античное величие ландшафта казалось ему монотонным, ненатуральным, пошлым, что "скорее бы стал жить в Мамадышах, чем в Венеции, Риме, Неаполе"/
  9. Литературное наследство: в 2 кн. / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А.М.Горького. - М.: Наука, 1965. Уч. н. 42759, 42748 
    Т. 75. Кн. 1: Толстой и зарубежный мир. - 1965. - 620 с.: ил., фото. 
    Т. 75. Кн. 2: Толстой и зарубежный мир. - 1965. - 612 с.: ил., портр. 
    Из первоисточников мы получаем представление о непосредственном, живом восприятии творчества и личности Толстого, о мощном звучании его имени во всем мире, в том числе в Италии. Содержатся публикации выступлений выдающихся писателей Запада, от Ромена Роллана до Альберто Моравио. В разделе "Мир отмечает пятидесятилетие со дня смерти Толстого" следует сообщение о международных толстовских конференциях 1960 г. в Венеции и Париже, о многочисленных откликах в зарубежной печати на эти события.
  10. Нестеренко, А.А. Заграничные путешествия Л.Н. Толстого и культурная жизнь Европы конца 50-х - начала 60-х годов XIX века / А.А.Нестеренко // Толстовский сборник - 2000. - Тула, 2000. - Ч.2. - С.315-328. Уч. н. 42593 
    О путешествиях Л.Н.Толстого по странам Западной Европы, в том числе по Италии: в середине декабря 1860 г. дальнейший маршрут путешествия устремляется через Ниццу во Флоренцию, которая понравилась ему своей "скромностью и приятностью", в которой было "всегда хорошо". Из Флоренции Толстой проехал в Ливорно, где делал наброски из деревенской (крестьянской) жизни. Из Ливорно - в Неаполь, который показался ему "слишком хорош, приторен, в Риме произошло "возвращение" Толстого к искусству. О впечатлениях, которые были у Толстого от Рима, Неаполя, Флоренции.
  11. Островский, А.Г. Молодой Толстой: воспоминания, письма, дневники: / А.Г.Островский. - М.: Аграф, 1999. - 316 с. Уч. н. 40936,40939 
    Книга содержит главы о первом и втором зарубежных путешествиях Л.Толстого, в письмах и воспоминаниях.
  12. Тимофеев, Н.И. СССР - Италия: культурные связи. История и современность. - М.: Мысль, 1980. - 202 с. 
    Книга освещает важные стороны русско-итальянских культурных связей. Глава книги "Русские писатели в Италии" рассказывает о литературных связях между Россией и Италией, о русских писателях, которые побывали в Италии, в том числе о Л.Н.Толстом. В октябре 1978 года в Венеции, а в августе 1979 года во дворце Браски в Риме была открыта выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения Л.Н.Толстого. Л.Н.Толстой дважды посещал Италию и вел переписку с деятелями итальянской культуры.
  13. Л.Н. Толстой: энциклопедия / сост. и науч. ред. И.И.Бурнашёва. - М.: Просвещение, 2009. - 847 с.: ил., фото. Уч.н. 49324 
    Толстой Л.Н. и Италия. - С.367.
  14. Л.Н.Толстой в портретах, иллюстрациях, документах: пособие для учителей средней школы. - М., 1956. Уч. н. 24747, 42118, 42116 
    Раздел "Толстой за границей".
  15. Труайя, А. Лев Толстой / А.Труайя; пер. с фр. Е.Сутоцкая. - М.: Эксмо, 2005. - 893 с.: ил., фото. - (Русские биографии). Уч. н. 22697 
    О пребывании Л.Н.Толстого в Италии автор рассказывает в разделе "Путешествия, влюбленности, педагогика". Автор пишет: "Лев отправляется в Италию. Флоренция, Ливорно, Неаполь, Помпеи потрясли его ощущением древности, Рим - прекрасными руинами и богатством музеев. Но все-таки в каждом городе его интересовали прежде всего не шедевры - люди".
  16. Фудзинума, Такаси Второе заграничное путешествие Л.Н.Толстого и его педагогическая деятельность / Т.Фудзинума // Толстовский сборник. - 2006: материалы XXVI Международных Толстовских чтений. - Тула, 2000. - Ч. II. - С.329-335. Уч. н. 42593 
    Во время второго заграничного путешествия Л.Толстой провел два месяца - до конца зимы, посещая Флоренцию, Ливорно, Неаполь и Рим. Во время поездки по Италии, которая продолжалась довольно долго, Толстой не вел дневника и не написал ни одного письма. Автор публикации предполагает, что поездка в Италию - "уход" Толстого, который обозначал новый период жизни Л.Н.Толстого.

Л.Н. Толстой глазами итальянцев


"Кто хочет знать, кто такие русские, как они живут, о чем думают, какие чувства испытывают, как разговаривают, пусть прочтет романы Льва Толстого, лучшего спутника ему не найти".

А. Де Губернатис, итальянский публицист, критик, литератор, журналист (1840-1913)

Коваль, Л.М. Издание произведений русских авторов в Италии в начале XX века / Л.М.Коваль // Книга: исследования и материалы. - Сб. XLI. - М., 1980. - С.126-137. Мотылева, Т.Л. Венецианский диалог / Т.Л.Мотылева // Яснополянский сборник. 1980: статьи, материалы, публикации. - Тула, 1981. - С.32-48. Карданова, Н.Б. Прижизненные отклики итальянской прессы на художественные произведения Л.Н. Толстого / Н.Б. Карданова // Толстой и о Толстом: материалы и исследования. - М., 2002. - вып. 2-й. - С.166-175. Кавацца, Антонелла. Маленькая поэма Джованни Пасколи "Толстой" / А.Кавацца; пер. на русский В.И.Кейдана, А.Кавацца // Яснополянский сборник. 2006: статьи, материалы, публикации. - Тула, 2006. - С.309-322.
 

 Список литературы

  1. Гардзонио, Стефано. 1910: сто лет назад Италия оплакивала Льва Толстого / С. Гардзонио // Родина. - 2011. - № 4. - С.130. 
    Итальянская пресса об уходе и смерти Льва Толстого, отклики на смерть писателя крупнейших итальянских писателей.
  2. Кавацца, Антонелла. Маленькая поэма Джованни Пасколи "Толстой" / А.Кавацца; пер. на русский В.И.Кейдана, А.Кавацца // Яснополянский сборник. 2006: статьи, материалы, публикации. - Тула, 2006. - С.309-322. 
    Уч. н. 35003 
    Поэма "Толстой" впервые опубликована 7 мая 1911 г. в журнале "Иль Мардзокко". Автором этого произведения был Джованни Пасколи, своеобразный поэт, который жил и творил в конце19 - нач. 20 вв. В истории итальянской литературы он сыграл решающую роль: его поэтическое творчество положило начало поэзии "модерна". В статье прослеживается история публикации, отзывы о поэме, анализ текста поэмы.
  3. Карданова, Н.Б. Прижизненные отклики итальянской прессы на художественные произведения Л.Н.Толстого / Н.Б. Карданова // Толстой и о Толстом: материалы и исследования. - Вып. 2-й. - М., 2002. - С.166-175. Уч. н. 38477 
    В Италии второй половины XIX - начала XX века Л.Н.Толстой был, безусловно, наиболее читаемым русским писателем, мгновенно и безоговорочно признанным автором европейской величины. Главную роль сыграли признанные удачными (хотя и неполные) французские переводы "Войны и мира" и "Анны Карениной". Среди итальянских рецензентов Толстого следует выделить профессора Флорентийского университета, критика, публициста, литератора, журналиста Анджело Де Губернатиса (1840-1913), который своей редакторской деятельностью во многом способствовал распространению русской культуры в Италии, и такого русиста, переводчика и критика, как Доменико Чамполи (1852-1899). В статье приведены отзывы критики о трех романах: статьи о "Войне и мире" и "Анне Карениной" Де Губернатиса. и Доменико Чамполи, "Воскресение" Риккардо Форстера, о Толстом говорят: Н.де Санктис в статье "Правда и жизнь в русском романе", Е.Д .Бонер "Пессимизм в романе".
  4. Кин, Ц. Перевернутая жизнь не означает поражения / Ц. Кин // Вопросы литературы. - 1981. - № 9. - С.284-293. 
    О книге одного из самых больших итальянских писателей второй половины 20 века Итало Кальвино "Поставим крест". В сборник включена лекция "Природа и история романа", которую Кальвино читал во многих итальянских городах, сопровождая иллюстрациями. Лекция начинается цитатой и Кальвино говорит: "Я читаю вам страницу из "Войны и мира" Толстого. Князь Андрей накануне Бородинского сражения". Эта лекция - панорама мировой литературы, а главным ориентиром для итальянского писателя неизменно является русская классика от Пушкина до Чехова.
  5. Коваль, Л.М. Издание произведений русских авторов в Италии в начале XX века / Л.М.Коваль // Книга: исследования и материалы. - Сб. XLI. - М., 1980. - С.126-137. 
    Творчество Льва Николаевича Толстого, его художественные, публицистические произведения к 1905 г. в Италии были хорошо известны. После 1905 г. Толстой - наиболее переводимый русский писатель (в 1906-1914 гг. на итальянский язык было переведено более 40 произведений Толстого) и, пожалуй, наиболее популярное имя в итальянской периодической печати. Большое количество страниц исследования посвящено Л.Н.Толстому.
  6. Костин, Б. На берегах Невы и Тибра / Б. Костин // Нева. - 1984. - № 3. - С.151-154. 
    О писательнице и общественном деятеле А.Н.Якоби (Толиверовой), ее знакомстве с Толстым зимой 1892 г. и их разговоре о Дж. Гарибальди (С.154).
  7. Ломунов, К. На венецианском форуме памяти Толстого / К. Ломунов // Ломунов, К. Лев Толстой в современном мире. - М., 1975. - С.293-322. Уч. н. 41750, 41220 
    Летом 1960 года в Венеции была проведена международная конференция, посвященная памяти Толстого. В ней приняли участие писатели, историки литературы, философы и общественные деятели многих стран. Из многих речей о Толстом, произнесенных на конференции зарубежными литераторами, выделяются речи двух видных писателей Италии - Альберто Моравиа и Гвидо Пьовене. Автор знакомит читателей с их докладами на Венецианском форуме.
  8. Мотылева, Т.Л. Венецианский диалог / Т.Л. Мотылева // Яснополянский сборник .1980: статьи, материалы, публикации. - Тула, 1981. - С.32-48. Уч. н. 40576 
    "Гуманизм Толстого" - так называлась международная научная конференция, проходившая в Венеции осенью 1978 года. Ее инициаторами были Фонд Чини, общество "Италия-СССР" и Ассоциация славистов Италии. Среди многочисленных собраний и сессий, которыми научная общественность отметила 150-летие со дня рождения Л.Н.Толстого, венецианская конференция выделялась тем, что была задумана, и действительно прошла, не просто как торжественное юбилейное мероприятие, но, прежде всего, - как открытая дискуссия. Статья знакомит читателей с докладами, которые были сделаны на конференции.
  9. Парравичини, Джованна Восприятие Толстого-христианина в Италии / Д.Парравичини // Яснополянский сборник. 2008: статьи, материалы, публикации. - Тула, 2008. - С.446-452. Уч. н. 47821 
    Автор в своем исследовании говорит, что, делая обобщение, можно сказать, что Толстой воспринимается в Италии прежде всего как христианский писатель, гуманист, создавший грандиозный портрет русского общества и его мировоззрения. Автор старается показать его влияние на некоторые общественные течения и идеологические направления, которые в настоящее время нашли широкое распространение в Европе.
  10. Прожогин, Н. Алессандро Мандзони и его роман "Обрученные" / Н.Прожогин // Иностранная литература. - 1984. - № 5. - С.175-182. 
    Частично в статье: Мандзони и Л.Толстой; лидер итальянской партии А.Грамши о различном подходе Мандзони и Толстого к разрешению морально-нравственных проблем. - С.180.

Путешествие по солнечной Италии


Италия - роскошная страна! 
По ней душа и стонет и тоскует, 
Она вся рай, вся радости полна, 
И в ней любовь роскошная веснует:

Н.В. Гоголь

Год 2011 - назван Годом российской культуры и русского языка в Италии и итальянского языка и культуры в России. История Италии насчитывает не одно тысячелетие и богата всевозможными событиями. Культура этой солнечной и незабываемой страны чрезвычайно интересна. В наше время интерес к истории и культуре Итальянской Республики не ослабевает.

Лайта, Х. Италия: путеводитель / Х. Лайта.- М.: Polyglot - Дубль В, 1994. - 64 с. Линтнер, В. Италия. История страны / В. Линтнер; пер. с англ. А. Демина. - М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2007. - 384 с.: ил. - (Биографии Великих Стран). Гарретт, М. Венеция: история города / М. Гарретт; пер.с англ.- М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2007. - 352 с.: ил. - (Биографии великих городов). Зонова, Т. "Италия принадлежит к великим темам:" / Т. Зонова // Родина. - 2011. - № 4. - С.118-122.
 

 Список литературы

  1. Алексеева, Л. Страницы зарубежной музыки 19 века / Л. Алексеева. - М.: Знание, 1983. - 112 с. 
    Книга знакомит любителей музыки с наиболее яркими моментами жизни и творчества крупнейших композиторов 19 века. 
    Музыкальная жизнь этой эпохи обусловлена напряженной социально-исторической обстановкой. Одна из глав книги посвящена музыкальной культуре Италии и знакомит с творчеством композиторов Д.Россини, Н.Паганини, Д.Верди.
  2. Арган, Д. История итальянского искусства: в 2 т. Т.1 / под. ред. В.Дажина. - М.: Радуга, 1990. - 319 с. 
    Том знакомит с историей итальянского искусства, начиная с глубокой древности. Исследуется искусство античности, романского и готического средневековья, зарождение стиля классического Возрождения в Италии. Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся историей западноевропейского искусства. Цветные иллюстрации изображений произведений скульптуры, архитектуры, живописи и др. видов искусства помогают визуальному восприятию изложенного материала.
  3. Аудизио, В. Именем итальянского народа / В. Аудизио; пер. с итал. А.Веселицкого. - М.: Политиздат, 1982. - 224 с.: ил. 
    Автор книги является одним из руководителей итальянского движения Сопротивления. Он непосредственно руководил операцией, завершившейся казнью Муссолини и других главарей итальянского фашизма. Его воспоминания восстанавливают историческую правду о тех героических днях. Книга представляет интерес для широкого круга читателей.
  4. Богоявленский, С. Итальянская музыка первой половины 20 века: очерки / С. Богоявленский. - Л.: Музыка, 1986. - 144 с. 
    В книге известного музыковеда рассматриваются важнейшие проблемы развития итальянской музыки с 90-х годов 19 века по 50-е годы 20 века. Автор знакомит с историей сложного пути развития итальянской художественной культуры, в том числе и музыкальной. Интерес вызывает рассказ об отражении в музыке исторических событий в стране.
  5. Гарретт, М. Венеция: история города / М. Гарретт. - М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2007. - 352 с.: ил. - (Биографии великих городов). Уч. н. 36049 
    Венеция - имя, ставшее символом изысканной красоты, интригующих тайн и сказочного волшебства. Много написано о ней, но каждый сам открывает для себя Венецию заново. Город, опрокинутый в отражение каналов, дворцы, оживающие в бликах солнечных лучей и воды, - кажется, будто само время струится меж стен домов, помнящих славное прошлое свободолюбивой Венецианской республики, имена тех, кто жил, любил и творил в этом городе. 
    Книга знакомит читателя с историей уникального города-эмблемы и города-символа, города-фантазии и города-сказки.
  6. Гобби, Т. Мир итальянской оперы / Т.Гобби. - М.: Радуга, 1989. - 320 с. 
    Книга вышла из-под пера корифея оперной сцены 20 столетия, великолепного певца и актера, постановщика. Книга построена как ряд эссе, посвященных оперному искусству итальянских мастеров. Автор предстает перед читателем как одаренный литератор, тонкий психолог, высокообразованный музыкант, рисующий образы не только оперных персонажей, но и знаменитых исполнителей. Книга иллюстрирована и рекомендуется широкому кругу любителей итальянской музыки.
  7. Гуковский, М. Итальянское Возрождение. / М. Гуковский;. под ред. А.Немилова. -2 е изд. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1990. - 624 с. 
    Книга является исследованием, охватывающим всю сложность исторической проблематики эпохи Возрождения в целом. Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся проблемами всеобщей истории. Издание знакомит с политическим положением, социально-экономической структурой и культурой Италии того периода. Проникнуться обстановкой помогут иллюстрации в книге.
  8. Дживелегов, А. Леонардо да Винчи / А. Дживелегов. - 4-е изд. - М.: Искусство, 1998. - 159 с.: ил. - (Жизнь в искусстве). 
    Написанная крупным ученым, знатоком истории и культуры итальянского Возрождения, книга ярко воссоздает образ великого художника, архитектора, ученого, изобретателя, инженера. Жизнь и творчество Леонардо да Винчи протекают на фоне сложных исторических и политических событий, которые происходили в итальянских городах-государствах в конце 15 - начале 16 века. Автор знакомит читателя с талантливыми современниками Леонардо да Винчи - учеными, философами, архитекторами, художниками. В книгу включены цветные иллюстрации работ художника.
  9. Кривченко, В. Помпеи. Геркуланум. Стабии / В.Кривченко. - 2-е изд., доп. - М.: Искусство, 1985. - 224 с.: ил. - (Города и музеи мира). 
    Книга посвящена одной из наиболее интересных в античном искусстве и культуре тем: трем городам, погибшим девятнадцать веков назад при извержении Везувия. Открытые археологами, они сохранили для нас неповторимый облик итало-римского города, великолепные образцы произведений искусства: скульптуры, живописи, мозаики, предметов декоративно-прикладного искусства. Проникнуться атмосферой древней Италии помогут иллюстрации в книге.
  10. Лайта, Х. Италия. Путеводитель / Х. Лайта. - М.: Polyglot - Дубль В, 1994. - 64 с. 
    Содержание включает общие сведения о стране и людях, о важнейших исторических датах, о культуре и искусстве, о национальных блюдах и напитках. Указаны сведения о туристических маршрутах, даны практические советы для отдыхающих и путешествующих. Путеводитель рассказывает о главных городах Италии, таких как Рим, Флоренция, Венеция, Милан, Неаполь. Перечень туристических маршрутов сопровождают исторические подробности. Путеводитель оснащен указателем географических названий, 10 иллюстрациями, 20 картами и планами городов. Несмотря на давность издания, исторический материал сохраняет актуальность.
  11. Линтнер, В. Италия. История страны / В. Линтнер; пер. с англ. А.Демина. - М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2007. - 384 с.: ил. - (Биографии Великих Стран). Уч. н. 36085 
    История Италии - это прежде всего история Древнего Рима, величайшей империи из всех, созданных человеком на этой земле. Но Древним Римом история Италии не заканчивается, а только начинается: на смену славному прошлому грядет не менее славное будущее, в котором папский престол в Ватикане и Священная Римская империя, "золотой век" Ренессанса и великая морская держава Венеции, "изобретение" оперы и безумие кальчо. Обо всем этом и многом другом живым языком рассказывается в этой книге.
  12. Малышев, В. Пиния на ветру: очерки о современной Италии / В.Малышев. - М.: Мысль, 1987. - 238 с.: ил. 
    Автор книги - журналист-международник, несколько лет проживший в Италии, в очерковой форме рассказывает о разных сторонах жизни этой страны. Он знакомит читателя со своеобразным национальным характером итальянцев, с их бытом, обычаями, красочными праздниками, описывает облик самобытных городов страны, подробнее останавливаясь на Риме и Венеции. В книге раскрываются корни недугов, поразивших итальянское общество в разные исторические периоды. В книгу включены фото, отражающие повседневную жизнь страны в 80-е годы 20 века.
  13. Марова, Ж. Невероятные приключения русских в Италии / Ж.Марова. - М.: Эксмо, 2008. - 240 с. - (Романтические путеводители). Уч. н. 48431 
    Героини этой книги - две русские девушки. Перед ними итальянцы при всем величии их городов и историческом богатстве. Кто кого покорил: Италия Россию или наоборот, станет ясно только прочитавшему. 
    В этой книге увлекательно все: и утонченное восприятие автором особенностей итальянского темперамента, и знаменитых достопримечательностей, и даже обычных предметов быта. 
    Сквозь призму взгляда автора очень любопытно смотреть даже на самые обычные детали современной жизни Италии. 
    Книга с интересной историей в начинке - еще и своеобразный путеводитель. Вместе с ее героями можно узнать Италию так, словно вы сами объездили ее вдоль и поперек.
  14. Мусский, И. 100 великих зарубежных фильмов / И Мусский. - М.: Вече, 2006. - 480 с. - (100 великих). Уч.н. 28327, 30698 
    Днем рождения кино принято считать 28 декабря 1895 года. Это "чудо 20 века" оказало огромное влияние на культурную жизнь многих стран и народов мира. Италия тоже в их числе. Книга рассказывает о самых выдающихся художественно-игровых фильмах, которые представляют все многообразие зарубежного киноискусства, в том числе и итальянского. Среди них каждый из любителей кино может найти знакомые и полюбившиеся картины, такие, как "Рим - открытый город", "Рокко и его братья", "Смерть в Венеции", "Крестный отец".
  15. Паваротти, Л. Мой мир / Л. Паваротти // М.: Вагриус, 1996. - 351 с. - (Мой 20 век). 
    Автобиографическая книга великого оперного певца 20 столетия знакомит читателя не только с его жизнью и творчеством, но и переносит в мир культурной жизни Италии, рассказывает о вкладе этой страны в развитие оперного и музыкального искусства, знакомит с выдающимися мастерами. 
    В книге опубликованы фотографии из личного архива Паваротти, его репертуар, дискография опер и религиозной музыки.
  16. Петрочук, О. Сандро Боттичелли / О. Петрочук. - М.: Искусство, 1984. - 224 с.: ил. - (Жизнь в искусстве). 
    Книга в популярной форме рассказывает о жизни и творчестве одного из наиболее значительных художников итальянского Возрождения, флорентинского живописца и рисовальщика Сандро Боттичелли. Немногочисленные дошедшие до нашего времени документальные свидетельства о жизни мастера послужили основой для воссоздания широкой картины культурной и политической жизни Италии второй половины 15 века. Издание дополняют цветные и черно-белые иллюстрации работ художника. Книга рассчитана на массового читателя.
  17. Покровский, Б. Путешествие в страну ОПЕРА / Б. Покровский. - М.: Современник, 2000. - 238 с.: фотоил. - (Под сенью дружных муз). 
    Книга знакомит с историей итальянской оперы в составе европейской культуры.
  18. Рафаэль / под ред. В.Стародубцева; НИИ теории и истории изобразит. искусств ордена Ленина Акад. художеств СССР. - М.: Изобразит. искусство, 1987. - 176 с.: ил. 
    Богатства духовного наследия великого итальянского художника поистине неисчерпаемы. Тематика и содержание статей книги знакомит специалистов и любителей изобразительного искусства с художественным наследием Рафаэля (1483-1520), раскрывая его исторические судьбы в преломлении последующих эпох, его связи с русской культурой. В издании около 70 цветных и тоновых иллюстраций.
  19. Саймон, Г. Сто великих опер и их сюжеты / Г. Саймон; пер. с англ. А.Майкапар. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1999. - 864 с. - (Академия). 
    Жанр оперы насчитывает 400 лет. Родина оперы - Италия. В Милане находится знаменитый оперный театр "Ла Скала". Это самый престижный оперный театр с самой большой в Европе сценой. Театр был торжественно открыт в 1778 году оперой Сальери. За эти столетия опера прошла огромный путь.
  20. 100 великих композиторов / авт.- сост. Д.Самин. - М.: Вече, 1999. - 624 с. - (100 великих). 
    На всем протяжении истории человечества музыка составляла существенную часть жизни людей. Начиная с древних времен, она является таким видом искусства, которое оказывает огромное эмоциональное воздействие на человека. Каждый век рождал замечательных музыкантов. Эта книга - мини-энциклопедия, рассказ о музыкантах, обогативших сокровищницу мировой культуры шедеврами, приводившими в восторг своей нестареющей и неисчерпаемой красотой поколения людей с древних времен до наших дней, об эпохе, в. которую они творили. Среди них есть мастера Италии, принесшие славу своей стране. Это Джованни Пьерлуиджи Да Палестрина, Клаудио Монтеверди, Арканджело Корелли, Антонио Вивальди, Антонио Сальери, Никколо Паганини, Джоаккино Россини, Гаэтано Доницетти, Винченцо Беллини, Джузеппе Верди, Руджеро Леонкавалло, Джакомо Пуччини.
  21. 100 великих музеев мира / авт.- сост. Н.А.Ионина. - М.: Вече, 1999. - 512 с. - (100 великих). 
    Книга рассказывает об истории зарождения музейного дела в Италии, о том, как частные коллекции страстных собирателей и меценатов превращались в великие музейные собрания. В ней собран материал о древних и всемирно известных музеях страны. 
    Читатель книги совершит путешествие в Помпеи - город-музей, в Национальный музей в Неаполе, в Ватиканские дворцы и музеи, в Рим к Святыням и сокровищам Собора святого Петра и в Национальную Галерею, в Галерею Уффицы и Галерею Питти во Флоренции, в Венецию в Галерею Академии художеств.
  22. 100 великих режиссеров / авт.-сост. И.Мусский. - М.: Вече, 2006. - 480 с. - (100 великих). Уч. н. 30434 
    Можно смело утверждать, что 20 век был веком режиссуры. Под влиянием режиссера, то есть организатора, педагога, художника, творца, развивались театр и кинематограф. За прошедший век режиссура обогатилась многими выдающимися именами, среди которых немало мастеров из Италии. 
    Книга из серии "100 великих" рассказывает о самых знаменитых в мире режиссерах театра и кино. Среди них такие известные итальянцы: Лукино Висконти, Роберто Росселини, Микеланджело Антониони, Федерико Феллини, Пьер Пазолини, Франко Дзефирелли, Бернардо Бертолуччи, а также итальянец по матери, американский режиссер, продюсер, сценарист, автор фильма "Крестный отец" по бестселлеру Марио Пьюзо - истории клана нью-йоркской мафии, трактованной по модели семейной саги - Фрэнсис Коппола.

  • Архимандрит Августин (Никитин). Гаэта - папское прибежище / Архимандрит Августин (Никитин) // Нева. - 2011. - № 3. - С.225-230. 
    Гаэта - город в Италии. История. Религия. Архитектура
  • Архимандрит Августин (Никитин). Гора Архистратига Божия Михаила / Архимандрит Августин (Никитин) // Нева. - 2011. - № 3. - С.220-225. 
    Италия. Место паломничества православных.
  • Архимандрит Августин (Никитин). В старинной Савонне / Архимандрит Августин (Никитин) // Нева. - 2011. - № 3. - С.230-235. 
    Савонна - город в Италии. История. Религия. Архитектура.
  • Букалов, А. Московский "Квлигула" в декорациях античного Рима / А. Букалов // Эхо планеты. - 2011. - № 28. - С.44-45. 
    Год России и Италии. Гастрольный обмен театров России и Италии.
  • Букалов, А. "Сказки об Италии". Наши дни / А. Букалов // Эхо планеты. - 2011. - № 27. - С.44-45. 
    Перекрестный год культур России и Италии. М.Горький и Италия.
  • Вентури, А. У мифологии в плену / А. Вентури // Родина. - 2011. - № 4. - С.136-137. 
    Русская эмиграция в Италии и революция 1917 года в России.
  • Виноградова, М. Итальянцы провоцируют зрителя / М. Виноградова // Эхо планеты. - 2011. - № 23. - С.46-47. 
    Итальянская часть театрального фестиваля имени А.П.Чехова.
  • Герцман, М. Театр мечты / М. Герцман // Музыка в школе. - 2011. - № 2. - С.50-52. 
    Оперный театр "Ла Скала".
  • Зонова, Т. "Италия принадлежит к великим темам:" / Т. Зонова // Родина. - 2011. - № 4. - С.118-122. 
    История российско-итальянских отношений.
  • Кантор, Г. Крушение, которого не было? / Г.Кантор // Вокруг света. - 2008. - № 12. - С.112-126. 
    Римская Империя, просуществовавшая чуть менее пяти веков, оказала мощное воздействие на сознание народов Европы. 
    Фантом империи до сих пор будоражит всеобщее воображение. Истории этого государства посвящено множество трудов, в которых высказаны самые разные версии его "великого падения".
  • Клименко, Д. Итальянский элемент русской души / Д. Клименко // Родина. - 2011. - № 4. - С.155. 
    Данная статья - это современные размышления об образе Италии в России. Огромную работу в этом направлении осуществляют сотрудники Итало - Российского центра изучения СМИ, культуры и коммуникации при факультете журналистики МГУ им. Ломоносова. В этом году центр отмечает 10- летний юбилей. Статья знакомит с его работой.
  • Коробова, А. Августейшие визиты / А. Коробова // Родина. - 2011. - № 4. - С.126-129. 
    Статья содержит рассказ о двух уникальных фотоальбомах, которыми обладает Российский государственный архив кинофотодокументов: "Приезд итальянского короля Виктора Эммануила Третьего в Россию. Июль 1902 г." и "Поездка Николая Второго в Италию. Октябрь 1909 г.". Эти альбомы дают представление о тесных как официальных, так и неофициальных связях двух царствующих домов Европы. Весь этот комплекс документов имеет огромное историческое и культурное значение не только для нашей страны, но и для Италии. В статье размещены некоторые фотографии из альбомов.
  • Коробова, А. Взаимопроникновение культур / А. Коробова // Родина. - 2011. - № 4. - С.159-161. 
    Автор статьи, сотрудник РГАКФД, кратко знакомит с историей развития культурных связей России и Италии, рассказывает о фотодокументах, связанных с культурным сотрудничеством наших стран. Статья содержит подборку фотографий с наиболее яркими страницами культурного сотрудничества середины 20 века.
  • Лебина, Н. "Итальяно веро" / Н. Лебина // Родина. - 2011. - № 4. - С.52-154. 
    Статья знакомит с развитием культурных контактов Италии и СССР в послевоенные годы, рассказывает о буме советско-итальянских отношений, начало которых традиционно относят к концу 1960-х, а пик - к началу 1980-х годов. Из статьи можно узнать о сотрудничестве между нашими странами в области кинематографии в этот период.
  • Лурье, Ф. Ренессанс - творчество молодых / Ф. Лурье // Нева. - 2011. - № 7. - С.141-182. 
    История, культура и искусство Италии с древности до середины 16 века. Яркие представители итальянского Ренессанса.
  • Любин, В. Приключения образа / В. Любин // Родина. - 2011. - № 4. - С.141-145. 
    Статья о восприятии России в Италии в 20 веке - начале 21 века.
  • Любин, В. Щедро и с любовью / В. Любин // Родина. - 2011. - № 4. - С.123-125. 
    Помощь России итальянскому городу Мессина после землетрясения в 1909 году.
  • Николо Амманити: Хочу понять, в чем секрет русской кухни: беседа с самым успешным итальянским писателем / беседовала Е. Щеглова // Эхо планеты. - 2011. - № 24. - С.37-38. 
    О творчестве у себя на родине и в европейском масштабе.
  • Петракки, Дж. Груз наследия / Дж. Петракки // Родина. - 2011. - № 4. - С.138-140. 
    Автор статьи знакомит с развитием дипломатических отношений Италии и России в период 1861-1922 гг.
  • Россия и Италия // Родина. - 2011. - № 4. - С.109. 
    О проекте, посвященном Году российской культуры и русского языка в Италии, подготовленного редакцией журнала Родина.
  • Серова, О. "Нет ничего неприемлемого для нас" / О. Серова // Родина. - 2011. - № 4. - С.112-114. 
    Статья знакомит с историей развития российско-итальянских дипломатических отношений после объединения Италии в 1861году.
  • Титаренко, Е. Богатство, нажитое на бедности / Е. Титаренко // Эхо планеты. - 2011. - № 25-26. - С.42-45. 
    Выставки в России сегодняшнего искусства Италии, знакомство с разнообразными артефактами страны.
  • Титаренко, Е. В Эрмитаже грянула "Гроза" / Е. Титаренко // Эхо планеты. - 2011. - № 29. - С.42-43. 
    На пике Года культуры Италия - Россия в эпицентре событий оказался Гос. Эрмитаж. В городе на Неве "Гроза" легендарного венецианца Джорджоне.
  • Травин, Д. Где начинается Италия / Д. Травин // Нева. - 2011. - № 3. - С.198-210. 
    Путешествие по Италии. Знакомство с древними памятниками культуры.
  • Чиннелла, Э. Великий Разбой, 1861-1865: цена объединения / Э. Чиннелла // Родина. - 2011. - № 4. - С.110-111. 
    О междоусобице после образования Итальянского королевства в марте 1861 года.
  • Щербакова, В. Дон Сильвио достал молодежь / В.Щербакова // Эхо планеты. - 2011. - № 28. - С.15-17. 
    Италия, грозит ли ей социальная революция, движущей силой которой станет молодое поколение.
  • Щербакова, В. Рим в объятиях российской культуры / В.Щербакова // Эхо планеты. - 2011. - № 24. - С.39-41. 
    Лето в Италии - период фестивалей, концертов, выставок. В перекрестный год культур России и Италии особое место в летней культурной афише занимает российское искусство.
  • Щербакова, В. Из Рима видна лишь часть России / В. Щербакова // Эхо планеты. - 2011. - № 8. - С.26-27. 
    Старт Году российской культуры и русского языка в Италии и итальянского языка и культуры в России дан открытием выставки живописца А.Дейнеки. Выставку в Риме открыли Президент РФ Д.Медведев и Премьер Италии Сильвио Берлускони.